Стропами называют отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные навесными и грузозахватными концевыми элементами, которые служат для обвязки, крепления и навешивания груза к грузоподъемному механизму и обеспечивают быстрое, удобное, надежное и безопасное закрепление грузов.
Стропы из пеньковых и синтетических канатов применяют при строповке деталей с гладко обработанной поверхностью массой не более 1,5 т (шлифованных и полированных, деревянных изделий, нетвердых легковесных грузов). Использовать такие стропы рекомендуется только с коушами, применять металлические концевые элементы не рекомендуется, так как они быстро перетирают канаты. В горячих цехах такие стропы не применяют.
Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются постепенно, так что легко можно определить степень разрушения, но плохо работают при перегибах и на острых углах. При повторных нагружениях канаты многократно перегибаются, при этом проволоки ломаются, а стропы бракуются.
В горячих цехах машиностроительных заводов, литейных цехах стропы из стальных канатов имеют ограниченное применение, так как органический сердечник каната относительно быстро выгорает и проволоки, не смазываясь, интенсивно изнашиваются: Сращивание или связывание канатов строп не допускается.
Цепные стропы, как и стальные канатные, могут использоваться для подъема и перемещения любых грузов на всех производствах. Преимущество цепных стропов перед стальными канатными в том, что они более гибки, пригодны для подъема деталей и узлов с острыми кромками без подкладок, могут работать при высокой температуре, хорошо накладываются на груз и снимаются с него, что очень важно при работе с раскаленным металлом. Но цепные стропы имеют ряд недостатков: большую собственную массу, не выносят резких динамических нагрузок и могут внезапно рваться, дефекты цепей трудно обнаружить. Эти недостатки ограничивают применение их, особенно при подъеме тяжелых
н ответственных грузов в местах большой концентрации людей и оборудования.
Практика показала, что частыми причинами разрыва цепных стропов является неправильная их эксплуатация, перегрузка из-за неправильной маркировки или подъема мертвых грузов, нерадивость стропальщиков, применение изношенных цепей. Стропы со звеньями или захватными элементами, изношенными более чем на 10 % по диаметру лепной стали, имеющие свыше 30 % выработавших звеньев или негодные по другим причинам, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

СРЕДСТВА МОНТАЖА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СРЕДСТВА МОНТАЖА
В настоящее время используют несколько разновидностей грузовых строп: канатные (СК) — табл., цепные (СП), универсальные канатные (УСК) — табл. 2 и универсальные цепные (УСЦ). По числу ветвей стропы подразделяют на одно-, двух-, трех-, четырехветвевые и универсальные. Число ветвей стропа, на который подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы, габаритов и конфигурации груза.
Универсальные стропы выполняют трех типов: упрощенные, облегченные и бесконечные (кольцевые). Упрощенный строп представляет собой отрезок каната, концы которого заделаны от раскручивания: у пеньковых канатов — прядями пеньки, у стальных канатов — мягкой отожженной проволокой или путем сварки. Такие стропы применяют на вспомогательных работах, при ремонте оборудования, на монтажных и демонтажных работах. Строповку грузов упрощенным стропом выполняют путем вязки узлов и петель.
Облегченный двухпетельный универсальный строп представляет собой отрезок каната, заплетенный с обоих концов в петли с коушами, либо с одной петлей и со свободным концом с наложенной маркой. При зацепке груза он легко проходит в отверстия детален, петли, рымы, кольца, проушины и т. п., образуя несколько ветвей, что увеличивает его грузоподъемность. Двухпетельный строп может служить составным элементом многих сложных и специальных грузозахватных приспособлений. В этом случае в петли стропа вплетают коуши, предохраняющие его от быстрого износа и резких перегибов.

СТРОПЫ УСК1
СТРОПЫ УСК1
Стропы

стропы
Стропы:
а — одноветвевые канатные стропы (СК); б — одноветвевые цепные стропы (СЦ); в — универсальные канатные и цепные: г — двухветвевой канатный;  — трехветвевой канатный; е — четырехветвевой канатный; ж — двухветвевой цeпной; з — четырехветвевой цепной; и — трехветвевой цепной                  

Бесконечный (кольцевой) универсальный строп представляет собой замкнутый кольцевой отрезок каната или цепи необходимой длины. Он может быть изготовлен из стальных канатов, цепей, пеньковых и синтетических канатов. Универсальный строп, как и двухпетельный, используют при строповке самых разнообразных грузов. В зависимости от конфигурации и массы груза он может работать на две, четыре, а иногда и восемь ветвей, что особенно важно при транспортировании весьма тяжеловесных грузов. Обвязку груза универсальным бесконечным стропом выполняют, как правило, мертвой петлей, что гарантирует прочность и надежность строповки. Универсальный строп под нагрузкой не раскручивается в отличие от всех других канатных стропов, вытягивается незначительно, поэтому срок его службы более продолжителен.
Однопетельный одноветвевой строп имеет на одном конце петлю, а на другом крюк, карабин, струбцину или другой концевой захват. Такой строп применяют при перемещении грузов, имеющих монтажные петли, рымы, крюки или другие приспособления.
Так как одноветвевой строп от предельных нагрузок может раскручиваться, то его нужно изготавливать из канатов крестовой свивки.
Комбинированный строп состоит из элементов стального каната и цепи. Петли и крайние части стропа изготавливают из стального каната, а среднюю часть стропа, как участок интенсивного износа, делают из цепи, грузоподъемность которой на 15—20 % больше грузоподъемности каната.

Комбинированные стропы выпускают грузоподъемностью до 6 т. Они обладают всеми преимуществами цепных стропов, кроме того, они надежнее, долговечнее их. Тяжелые навесные и соединительные кольца, необходимые для цепных стропов, заменяют легкими и прочными канатными петлями. Поскольку канатный участок стропа имеет меньшую грузоподъемность, разрушаться он начинает раньше, как бы сигнализируя о непригодности стропа. Канатная часть стропа служит также амортизатором цепи при динамических нагрузках, смягчая рывки и предотвращая разрыв. Комбинированный строп предназначен для транспортирования сварных и литых деталей с острыми кромками и ребрами, рельсов, корпусов подшипников, металлоконструкций и т. п.
Многоветвевой строп состоит из нескольких ветвей, объединенных между собой общим стальным кольцом. Он предназначен для зацепления грузов за две, три или четыре точки. Широкое применение эти стропы получили при строповке тяжеловесных грузов, коробов и т. п., снабженных петлями, проушинами, скобами, цапфами и т. д.
При использовании многоветвевых стропов необходимо следить за тем, чтобы нагрузка передавалась на все ветви равномерно.
В зависимости от поднимаемых грузов стропы оборудуют специализированными захватами: коромыслами, кольцами, крюками, струбцинами и др.
Конструкция стропов и грузозахватных приспособлений должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения груза. При маркировке многоветвевого стропа нужно указывать грузоподъемность стропа в целом и его отдельных частей, ветвей. Это помогает стропальщикам правильнее выбирать стропы, а при подъеме груза за несколько ветвей точнее рассчитать усилия, приходящиеся на одну ветвь и на каждый строп.
Все инвентарные стропы и грузозахватные приспособления снабжают бирками с четким обозначением регистрационного номера, грузоподъемности и даты очередного испытания.