Грузоподъемные механизмы бывают ручные (блоки, полиспасты, домкраты, тали и др.) и электрические (электротали, электролебедки, мостовые краны и др.). Кроме того, при такелажных работах применяют различные приспособления: траверсы, скобы, восьмерки, захваты и др.

Допускаемые нагрузки на полиспасты со стальными тросами 6X37+1 с временным сопротивлением на разрыв 150 кГ/мм% и с запасом прочности 5


Диаметр троса, мм

Допускаемая нагрузка на полиспаст, кГ, при числе

роликов

Усилие на тяговом конце троса, кГ

1

2

3

4

5

6

8,7

480

940

1380

1800

2220

2620

500

11,0

960

1880

1840

3600

4450

5220

1000

13,0

1440

2820

2760

5400

6670

7830

1500

15,5

1920

3760

4150

7200

8900

10400

2000

19,5

2880

5650

8300

10800

13350

15700

3000

22,0

3840

7500

11000

14400

17800

20900

4000

24,0

4800

9400

13800

18000

22200

26200

5000

Примечания:
Таблица составлена для случая, когда свободный конец троса сбегает с неподвижного блока и число ниток в полиспасте равно числу роликов. Если свободный конец троса сбегает с подвижного блока, допускаемую нагрузку и усилие на свободном конце троса находят в графе, соответствующей числу роликов плюс единица.
В Международной системе единиц СИ сила измеряется в ньютонах (#); 1 кГ**9,8 Н.

Блоки и полиспасты.

При такелажных работах применяют однороликовые и многороликовые блоки. Первые используют в основном в качестве отводных для изменения направления каната при пе-
ремещении груза, «вторые (с числом роликов 2—6) —для полиспастов. Полиспаст — это система из подвижного и неподвижного многороликовых блоков и каната. На рис. 6, а показан подъем груза одним блоком, на рис. 6, б — двухроликовым полиспастом; на рис. 6, в — трехроликовым, на рис. 6, г — четырехроликовым полиспастом.
В табл. 2 приведены значения допускаемых нагрузок на полиспасты и получаемых при этом усилий на тяговых концах тросов в зависимости от числа роликов .в полиспасте со стальным канатом.
Полиспасты в совокупности с ручными и электрическими лебедками используют для транспортировки трансформатора с фундамента на ремонтную площадку и обратно, для подъема активной части и установки ее в бак и т. д.
Подъем груза
Рис. 6. Подъем груза:
а — одним блоком, б — двухроликовым полиспастом, в — трехроликовым полиспастом, г — четырехроликовым полиспатом

Домкраты применяют для вспомогательных подъемов и перемещений трансформаторов: при установке на фундамент и снятии с фундамента, при разгрузке и погрузке на железнодорожные платформы. Высота подъема домкратами за один рабочий ход составляет 200—400 мм. При необходимости поднять груз на большую высоту под домкраты делают выкладку, чаще всего из шпал. По принципу действия и устройству домкраты разделяются на следующие: реечные, винтовые и гидравлические. Реечные домкраты имеют грузоподъемность до 10 Г, гидравлические домкраты — до 300 Т и высоту подъема 200—250 мм.
Большие трансформаторы поднимают несколькими гидравлическими домкратами. Для равномерного распределения нагрузки домкраты обычно соединяют общим маслопроводом и насосом с электрическим или ручным приводом. Гидравлические домкраты испытывают один раз в год под нагрузкой, превышающей на 10% грузоподъемность домкрата в крайнем верхнем положении поршня с выдержкой в течение 10 мин. Перед каждым ответственным подъемом разбирают домкраты и осматривают состояние цилиндра, поршня, манжет, клапанов и прокладок.
Тали изготовляют грузоподъемностью 0,5—10 Т с высотой подъема груза до 6 м. Перед началом работ таль, как и всякий другой грузоподъемный механизм, осматривают и проверяют (срок испытания, исправность тормоза и т. д.).

Электрические тали (электротельферы) и электролебедки.

Электрические тали могут поднимать, опускать и перемещать груз горизонтально по специальной подвешенной балке — монорельсу. Их грузоподъемность — от 0,25 до 5 Т. При ремонте крупных трансформаторов широко используют электролебедки, которые в совокупности с полиспастами позволяют при сравнительно небольшой грузоподъемности (максимально 5 Т) перемещать трансформаторы массой до 300 г и более. Электролебедки бывают подвижные и стационарные. В устройство стационарных электролебедок входит полиспаст, поэтому они имеют большую грузоподъемность (100 Т и более). Недостатком стационарных лебедок является ограниченность перемещения — только подъем и спуск.

Мостовой кран является наиболее совершенным грузоподъемным механизмом, так как позволяет перемещать груз вверх или вниз и одновременно поперек и вдоль здания. Его грузоподъемность может быть очень большой — 250 Т и более.