Наряду с грузоподъемными кранами заводского изготовления на ВЛ могут быть использованы несложные грузоподъемные приспособления. Стоимость их по сравнению с серийными кранами невелика, а работы по монтажу и эксплуатации электрических сетей облегчаются. Большинство приспособлений можно изготовить в мастерских.
Трелевочные тракторы при строительстве BЛ не используются постоянно по своему прямому назначению и после расчистки просек на трассе они, как правило, используются на различных работах, в основном, как тракторы-тягачи. Учитывая хорошую проходимость трелевочных тракторов даже по заболоченным и торфяным трассам, где прохождение других грузоподъемных механизмов затруднено, а также с целью более полного использования имеющихся трелевочных тракторов, в некоторых организациях их оборудуют неповоротной крановой стрелой.
Можно применить, например, грузовую стрелу от крана ТК-53 грузоподъемностью 5 т. Для этого с трактора демонтируется подъемная площадка и на ее шарниры устанавливается стрела. Подъем и опускание грузов осуществляются лебедкой трактора, а подъем и опускание стрелы — гидроцилиндром трактора.
Стрела фиксируется на постоянный вылет двумя тросовыми растяжками в одном из двух рабочих положений, соответствующем грузоподъемности 5 или 3 т, при максимальной высоте подъема крюка 5,6 м. Растяжки укрепляются верхними концами к стреле, нижними — за кронштейны, приваренные к продольным балкам рамы трактора. Для обеспечения устойчивости впереди трактора на выносных консолях устанавливаются четыре противовеса (от крана ТК-53) общей массой 1,32 т.
В тресте «Среднеуралсельэлектросетьстрой» на трелевочный трактор установили быстросъемную крановую стрелу без снятия трелевочного щита. Основание стрелы укрепили на грузовом щите трактора стремянками, охватывающими продольные балки щита. Трактор со стрелой используется для установки подножников и анкерных плит в котлованы, для выкладки конструкций опор при сборке и для некоторых видов погрузочно-разгрузочных работ, а также для перевозки грузов.
В транспортном положении основание железобетонного подножника опирается на край грузового щита, а стойка подножника поддерживается тросом, проходящим через блок на вершине стрелы. При опускании подножника в котлован образуется вылет стрелы от задней кромки грузового щита до 1,5 м, чем обеспечивается вертикальное положение монтируемого подножника.
На колесном тракторе «Беларусь» можно установить гидрокран модели 4030 грузоподъемностью 1,2 т, выбрав место так, чтобы кран не мешал использованию трактора как тягача или использованию коробки отбора мощности трактора. Для установки крана можно использовать раму от негодного экскаватора Э-153 или изготовить ее из швеллера. Для управления краном можно использовать тракторный пульт управления гидросистемой.
Гидрокран можно смонтировать и на автомобиле, установив дополнительный масляный бак и гидронасос, приводимый в движение от двигателя автомобиля через дополнительную коробку отбора мощности.
На автомобилях устанавливают также легкосъемные стрелы грузоподъемностью до 1,5 т, с вылетом стрелы 1,5 м и высотой подъема до 5 м. Стрелу сваривают из труб 89X4 или швеллеров № 8, расположенных под углом и связанных поперечинами. Монтируют ее на плитах, установленных на переднем буфете автомобиля; тросовые растяжки крепят за кронштейны. В вершине стрелы установлен блок, через который проходит трос от лебедки автомобиля. При переездах стрелу снимают и кладут в кузов, на это затрачивается не более 20 мин.