Широкое применение при такелажных работах с оборудованием находят блоки, полиспасты, тали, электротали, домкраты.

Блоки являются основной частью полиспастов, которые, в свою очередь, входят в состав кранов, лебедок, талей и других механизмов. Они служат для изменения направления каната (неподвижные блоки) или для подъема и перемещения грузов (подвижные блоки). Блок состоит из грузового крюка 3 (рис. 1, а) с траверсой, двух серег 4 с предохранительными щеками, роликов 2 на осях и проушины 1 для крепления каната. По числу роликов различают одно-, двух- и многороликовые блоки. Многороликовые блоки имеют от трех до шести роликов.
Грузоподъемные механизмы
Рис. 1. Двухроликовый блок (а) и полиспасты грузоподъемностью 10 тс с канатом, закрепленным на блоке (б) и вне блока (в)
Полиспаст состоит из неподвижного верхнего блока (рис. 1, б) с траверсой и крюком, нижнего подвижного блока и каната, который последовательно огибает ролики обеих блоков. Один конец каната закрепляется сжимами на верхнем или нижнем блоке, второй прикрепляется к барабану тяговой лебедки грузоподъемного механизма или вне блока (рис. 98, в). Применение полиспаста уменьшает усилие в канате, направленном к лебедке, т. е. дает выигрыш в силе, но увеличивает длину каната, навиваемого на барабан лебедки, что уменьшает скорость перемещения груза. Место закрепления каната влияет на грузоподъемность полиспаста.
Тали применяют для подъема грузов на небольшую высоту. По роду привода различают тали ручные, электротали, приводимые в действие от электродвигателей, и пневмотали, приводимые в действие сжатым воздухом. Тали имеют тормоза, автоматически препятствующие спуску поднятого груза.
Ручные тали приводятся в действие от замкнутой цепи 1 (рис. 2) или рычажного храпового механизма. Механизм подъема размещен в подвесном корпусе 3 и соединен с подвижным блоком 4 грузовой калиброванной сварной цепью 2. Наибольшее применение получили червячные и шестеренные (с зубчатой передачей) тали.
Таль червячная
Рис. 2. Таль червячная с ручным приводом

Электроталь
Рис. 3. Электроталь

Электрические тали (тельферы) являются наиболее распространенным внутрицеховым транспортным механизмом, позволяющим производить не только подъем и опускание груза, но и его горизонтальное перемещение. Груз подвешивается на крюке 1 (рис. 3), он перемещается вертикально с помощью электродвигателя 2, а горизонтально по монорельсу 3 — с помощью тележки, которая приводится в движение электродвигателем 4. Подвешенный на гибком проводе блок 5 кнопок обеспечивает удобное управление двигателями. Электротали освобождают рабочих от затрат больших физических усилий на перемещение грузов большой массы.
Домкраты служат преимущественно для подъема тяжелых грузов на небольшую высоту (обычно не более 200 мм). Различают домкраты с ручным и гидравлическим приводом.

Рассмотренные вопросы
Кто допускается к выполнению такелажных работ?
Какие требования предъявляются к грузозахватным приспособлениям?
Как выполняется строповка груза?
Какие меры предосторожности принимают при подъеме груза?
Перечислены основные правила безопасности при подъеме и транспортировании электрических машин и их частей.
Рассказано об устройстве грузоподъемных механизмов.