Физико-механические свойства грузов оказывают существенное влияние на выбор способа их транспортирования, захвата и перегрузки. Основными свойствами сыпучих грузов (насыпных) являются крупность частиц, объемная масса, угол естественного откоса, коэффициенты внутреннего и внешнего трения, абразивность.
По крупности частиц сыпучие грузы делятся на 8 категорий с размерами частиц 0,05—320 мм и более. При перемещении таких грузов важна их однородность по крупности, которая характеризуется коэффициентом однородности Кo = rmax/rmin, где rmax и rmin — размеры максимальной и минимальной частиц перемещаемой массы груза. При 5 груз считается однородным (сортированным) и характеризуется средним размером а'. При Кo  >2,5 — груз неоднородный (рядовой)/
Крупность и однородность грузов учитываются при назначении ширины рабочих органов транспортирующих, перегрузочных устройств, пересыпных лотков, размеров выходных отверстий бункеров.
По плотности у грузы делятся на четыре категории: легкие (v^0,6 т/м3), средние (7 = 0,64-1,1 т/м3), тяжелые (у= 1,1 ч-2,0 т/м3), весьма тяжелые (у^2,0 т/м3). Она учитывается при определении нагрузок на рабочие органы грузозахватных устройств и транспортирующих машин и их производительности.
Угол естественного откоса φ характеризует способность грузов образовывать штабеля с углом φ при основании (между поверхностью свободного откоса и горизонтальной плоскостью). Различают значения этого угла в покое φ, в движении φд«0,7φ и учитывают его при определении заполнения сечения рабочего органа машины.
Коэффициенты трения груза f   поверхность рабочего органа машины (резина, сталь, пластмасса) и соответствующие им углы трения    учитывают при назначении угла установки машины, потерь на перемещения груза.

По абразивности (способности истирать поверхность рабочего органа) различают грузы неабразивные (группа А), малоабразивные (группа В), средней абразивности (группа С), высокоабразивные (группа D).  
При проектировании грузозахватных механизмов для сыпучих грузов следует учитывать и специфические свойства перемещаемых материалов, такие как слеживаемость, пыление, липкость, гигроскопичность и другие, усложняющие перегрузочные процессы.