Содержание материала

Основными неисправностями подшипников качения являются перегрев подшипника, сильный шум и выброс смазки из подшипника.
Перепрев подшипника может произойти из-за загрязнения или избытка смазки, при большом натяге внутреннего кольца подшипника на вал или наружного кольца в корпус подшипника, износа или разрушения деталей подшипников и перекоса подшипника.
Наиболее часто перегреваются и повреждаются подшипники у электродвигателей типов ВА-12-41-4 и ДАЗО 14-го и 15-го габарита.
У электродвигателя типа ВА-12-41-4 ненадежным является верхний подшипниковый узел с двумя подшипниками 46330Л. Такая конструкция не обеспечивает надежную работу подшипников и приводит к перегреву верхнего подшипникового узла, а отсутствие теплового контроля способствует аварийному выходу из строя подшипникового узла. Основной недостаток этого узла — неудовлетворительные условия для самоустанавливания тел качения в дорожках колец подшипников, а также отсутствие доступа к нижнему подшипнику без полной разборки верхнего подшипникового узла.
У электродвигателей ДАЗО 14-го и 15-го габарита основное число повреждений связано с повреждением шарикоподшипника 8Н330Л, расположенного со стороны свободного конца вала. Причиной ненадежной работы подшипникового узла является то, что он расположен внутри корпуса электродвигателя и проведение его ревизий и осмотров затруднено, а отсутствие теплового контроля исключает возможность своевременного выявления нарушения режима работы подшипника. Значительные перекосы и вибрации подшипников также способствуют развитию повреждений. При большом износе тел качения и их дефектах (раковины, коррозия, трещины) подшипник работает с перегревом и шумом. Если электродвигатель неправильно отцентрован с приводным механизмом, то это вызывает стук и может привести к перегреву и разрушению подшипника.
Выброс смазки из подшипника наблюдается при повышении температуры выше допустимой, при применении смазки с низкой температурой каплепадения или при плохой работе уплотнения подшипника.
При недостаточной посадке внутреннего кольца подшипника на вал или наружного в корпус подшипника возможен ненормальный шум в работе, а также повышение температуры подшипника.