Содержание материала

В разъемных подшипниках скольжения радиальный вертикальный зазор измеряют по оттискам отрезков свинцовой проволоки диаметром 0,5—1,0 мм и длиной 2—4 см, закладываемых между шейкой вала и верхней половиной вкладыша, а также в плоскость разъема вкладышей. После снятия крышки подшипника и верхней половины вкладыша в места, указанные на рис. 3, укладывают отрезки свинцовой проволоки. Затем верхнюю половину вкладыша и крышку подшипника устанавливают на свои места и равномерно затягивают стяжными болтами. При подтягивании болтов отрезки свинцовой проволоки сплющиваются соответственно зазорам. Подшипник вновь разбирают и микрометром замеряют толщину всех свинцовых оттисков. Зазор по линии KiKi определяют по формуле

Зазор по линии KzKz будет:

Расчетный вертикальный за зон принимают по формуле
Значения 61  и 62 не должны различаться между собой больше чем на 10%.
Радиальный зазор в неразъемных подшипниках скольжения измеряют щупом, вводимым между шейкой вала и вкладышем. При измерении щуп следует вводить на всю длину вкладыша.
Допустимые радиальные вертикальные зазоры в подшипниках скольжения указаны в табл. 2.  

Таблица 2


Диаметр вала, мм

 Зазор, мм,
при частоте вращения, об/мин

До 1000

1000—1500

Свыше 1500

18—30 , 30—50 50—80 80—120 120—180 180—260 260—360 360—500

0,04—0,093 0,05—0,112 0,065—0,135 0,08—0,16 0,1—0,195 0,12—0,225 0,14—0,25 0,17—0,305

0,06—0,13 0,075—0,16 0,095—0,195 0,12—0,235 0,15—0,285 0,18—0,30 . 0,21—0,38  0,25—0,44 1

0,14—0,28 0,17—0,34 0,2—0,4 0,23—0,46 0,26—0,52 0,3—0,6 0,34—0,68 0,38—0,76

В подшипниках качения радиальные зазоры измеряют щупом, который вводят между обоймой и телом качения (шариком, роликом). Измерения зазоров можно производить также индикаторами часового типа, установленными на специальном штативе, в котором жестко закрепляется подшипник.
Допустимые радиальные зазоры в подшипниках качения приведены в табл. 3.
Боковые радиальные зазоры в подшипниках скольжения допускаются в пределах половины вертикальных зазоров.

Таблица 3


Диаметр вала, мм

Минимальный зазор, мм

Максимальный зазор, ни

Шарикоподшипники

Роликоподшипники

20—30

0,005

0,01

0,10

35—50

0,010

0,02

0,15

55—80

0,015

0,03

0,20

85—120

0,020

0,04

0,30

Таблица 4


Мощность двигателя, кВт

Минимальный зазор, мм

Максимальный зазор, мм

До 10

0,4

1,0

10—20

0,5

1,5

20—40

0,75

2,0

40—80

1.0

3,0

80—160

1,5

4,0

160—500

2,O

5,0

Осевой зазор в подшипниках качения не должен превышать 0,2—0,35 мм. Для подшипников скольжения допустимые осевые зазоры указаны в табл. 4.