В разъемных подшипниках скольжения радиальный вертикальный зазор измеряют по оттискам отрезков свинцовой проволоки диаметром 0,5—1,0 мм и длиной 2—4 см, закладываемых между шейкой вала и верхней половиной вкладыша, а также в плоскость разъема вкладышей. После снятия крышки подшипника и верхней половины вкладыша в места, указанные на рис. 3, укладывают отрезки свинцовой проволоки. Затем верхнюю половину вкладыша и крышку подшипника устанавливают на свои места и равномерно затягивают стяжными болтами. При подтягивании болтов отрезки свинцовой проволоки сплющиваются соответственно зазорам. Подшипник вновь разбирают и микрометром замеряют толщину всех свинцовых оттисков. Зазор по линии KiKi определяют по формуле
Зазор по линии KzKz будет:
Расчетный вертикальный за зон принимают по формуле
Значения 61 и 62 не должны различаться между собой больше чем на 10%.
Радиальный зазор в неразъемных подшипниках скольжения измеряют щупом, вводимым между шейкой вала и вкладышем. При измерении щуп следует вводить на всю длину вкладыша.
Допустимые радиальные вертикальные зазоры в подшипниках скольжения указаны в табл. 2.
Таблица 2
Диаметр вала, мм | Зазор, мм, | ||
До 1000 | 1000—1500 | Свыше 1500 | |
18—30 , 30—50 50—80 80—120 120—180 180—260 260—360 360—500 | 0,04—0,093 0,05—0,112 0,065—0,135 0,08—0,16 0,1—0,195 0,12—0,225 0,14—0,25 0,17—0,305 | 0,06—0,13 0,075—0,16 0,095—0,195 0,12—0,235 0,15—0,285 0,18—0,30 . 0,21—0,38 0,25—0,44 1 | 0,14—0,28 0,17—0,34 0,2—0,4 0,23—0,46 0,26—0,52 0,3—0,6 0,34—0,68 0,38—0,76 |
В подшипниках качения радиальные зазоры измеряют щупом, который вводят между обоймой и телом качения (шариком, роликом). Измерения зазоров можно производить также индикаторами часового типа, установленными на специальном штативе, в котором жестко закрепляется подшипник.
Допустимые радиальные зазоры в подшипниках качения приведены в табл. 3.
Боковые радиальные зазоры в подшипниках скольжения допускаются в пределах половины вертикальных зазоров.
Таблица 3
Диаметр вала, мм | Минимальный зазор, мм | Максимальный зазор, ни | |
Шарикоподшипники | Роликоподшипники | ||
20—30 | 0,005 | 0,01 | 0,10 |
35—50 | 0,010 | 0,02 | 0,15 |
55—80 | 0,015 | 0,03 | 0,20 |
85—120 | 0,020 | 0,04 | 0,30 |
Таблица 4
Мощность двигателя, кВт | Минимальный зазор, мм | Максимальный зазор, мм |
До 10 | 0,4 | 1,0 |
10—20 | 0,5 | 1,5 |
20—40 | 0,75 | 2,0 |
40—80 | 1.0 | 3,0 |
80—160 | 1,5 | 4,0 |
160—500 | 2,O | 5,0 |
Осевой зазор в подшипниках качения не должен превышать 0,2—0,35 мм. Для подшипников скольжения допустимые осевые зазоры указаны в табл. 4.