ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЕ АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
ДВИГАТЕЛИ СЕРИИ ВР (ВРП, 2ВР)
МОЩНОСТЬЮ ОТ 0,25 ДО 110 кВт
Взрывозащищенные асинхронные двигатели являются одним из основных элементов электропривода машин и механизмов в угольной, горнорудной и других отраслях промышленности со взрывоопасными производствами. Такие двигатели получили широкое распространение благодаря простоте конструкции, надежности в работе и удобству обслуживания.
Развитие асинхронных двигателей идет по пути создания серий основного исполнения, а также разработки двигателей, приспособленных для эксплуатации на конкретных механизмах в специфичных условиях отдельных отраслей промышленности. ВНИИВЭ созданы двигатели серий ВАО мощностью от 0,27 до 100 кВт, ВР мощностью от 0,25 до 110 кВт и ЭКВ мощностью до 160 кВт. Они были модернизированы и выпущены под индексами ВР, 2ВР и ВРП. При этом основное внимание уделялось повышению механической прочности двигателей и их элементов при эксплуатации на передвижных механизмах (погрузочных машинах, проходческих комбайнах, ленточных конвейерах и др.).
Технические характеристики двигателей серии ВР (2BR, ВРП) представлены в табл. 37.
Двигатели серии ВР предназначены для работы в продолжительном режиме S1 (ГОСТ 183—74, СТ СЭВ 1346—78) в подземных выработках шахт, опасных по газу или пыли, при температуре окружающей среды от —40 до -f-40 °С и относительной влажности воздуха не более 98 % при 35 °С. Могут эксплуатироваться в режимах S2, S3, S4 и S6, при этом допустимые значения мощности или тока и частоты включений в час необходимо согласовывать с заводом-изготовителем. Двигатели серии ВР допускают прямой пуск от сети с номинальным напряжением 660/380 В для всех типоразмеров с высотой оси вращения (в. о. в.) 63—280 мм и напряжением 380/220 В для типоразмеров с в.о.в. 63—225 мм при частоте тока 50 Гц и соединении фаз обмотки статора У/Д.
Повышение надежности взрывозащищенных двигателей достигнуто благодаря использованию более прочной корпусной изоляции (композиционных материалов на основе синтетических пленок); применению в двигателях мощностью до 11 кВт однослойной статорной обмотки, выполненной обмоточными проводами с эмалевой изоляцией марки ПЭТ-155А, и в двигателях мощностью более 11 кВт обмотки, двукратно пропитанной в кремнийорганических лаках; наложению дополнительной стеклолентной изоляции на лобовые части двигателей и двукратной пропитке обмотанных статоров в лаке МЛ-92 в режиме вакуум — давление; повышению пусковых моментов на 25—30 % по сравнению с двигателями серии ВАО, что существенно повышает их надежность из-за уменьшения времени действия пусковых токов и нагрева обмотки.
87. Технические характеристики двигателей серии BP (2ВР, ВРП)
Продолжение табл. 37
• Эти двигатели имеют установочные размеры конвейерных двигателей ЭДКОФ, 2ЭДКОФ и КОФ32-4.
Для защиты от перегрева на обмотке статора всех двигателей с в.о.в. 112— 280 мм устанавливаются датчики температурной защиты с уставкой на 125 °С для класса нагревостойкости В, на 145 оС для класса нагревостойкости F и на 170 °С для класса нагревостойкости Н.
Двигатели с в.о.в. 90—132 мм выпускаются с подшипниками качения типа 180 000 (с закрытыми шайбами) и рассчитаны на эксплуатацию в течение 30 000 ч без пополнения и замены смазки. Подшипниковые узлы двигателей с в.о.в. 160—280 мм имеют устройства для пополнения смазки через указанные в инструкции промежутки времени, а подшипниковые узлы двигателей с в.о.в 180—280 мм—устройства для удаления отработанной смазки без разборки двигателя.
С целью обеспечения более легкого переключения с напряжения 380 на 660 В без перепайки концов в вводных устройствах двигателей с в.о.в. 200 и 225 мм предусмотрены три проходных силовых зажима, два дополнительных для присоединения цепей управления и температурной защиты и один опорный изолятор нулевой точки; в вводных устройствах двигателей с в.о.в. 250 и 280 мм имеются шесть проходных силовых зажимов и два дополнительных для цепей управления и защиты.
Перечисленные конструктивные особенности обеспечивают существенные удобства при эксплуатации двигателей к способствуют достижению высоких показателей надежности, значения которых для условий работы двигателей в режиме S1 приведены в табл. 38. Показатели надежности при эксплуатации двигателей в режимах S2, S3, S4, S6 ниже значений, указанных в табл. 38.
33. Показатели надежности двигателей серии BP (2ВР, ВРП)
Допустимая мощность на валу двигателя может быть ориентировочно рассчитана по формуле : Р = ΡΗΚТΚН,
где РН — номинальная мощность, кВт; Кт, Кн — коэффициенты изменения мощности в зависимости от температуры воздуха (табл. 39) и высоты установки относительно уровня моря (табл. 40).
С внедрением в производство серии BP (2ВР, ВРП) угольная промышленность получила надежные взрывозащищенные двигатели, которые могут использоваться для различных условий эксплуатации.
39. Значения коэффициента Кт
Температура охлаждающего воздуха, °С | 25 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 |
Коэффициент изменения мощности Кт, зависящий от температуры воздуха | 1,09 | 1,03 | 1,0 | 0,96 | 0,02 | 0,88 |
40. Значения коэффициента Кн
Высота над уровнем моря, м | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | 4000 |
Коэффициент изменения мощности Кн, зависящий от высоты установки двигателя | 1,00 | 0,96 | 0,92 | 0,88 | 0,84 | 0,79 | 0,75 |