БЛОКИ БКЗ КОНТРОЛЯ ЦЕПЕЙ ЗАЗЕМЛЕНИЯ
ПЕРЕДВИЖНЫХ МАШИН ПРИ ПИТАНИИ ИХ НАПРЯЖЕНИЕМ 1140 В
Контроль сопротивления цепей заземления корпусов передвижных машин и механизмов, питающихся напряжением 1140 В, должен осуществляться по отдельным искробезопасным цепям, электрически не связанным с цепями управления. Для осуществления этих функций предназначен блок БКЗ, применяемый в пускателях ПВ-250 и в станциях управления напряжением 1140 В. Блок срабатывает и блокирует аппарат, если сопротивление контролируемой цепи заземления превышает 50 Ом.
Принципиальная электрическая схема блока БКЗ приедена на рис. 21. Состоит она из блока питания БП и блока БКЗ.
Сопротивление заземляющей цепи в блоке БКЗ контролируется мостовой схемой, три плеча которой состоят из резисторов R1, R3, R11, R7, а четвертое представляет собой петлю из заземляющей и контрольной жил кабеля, по которому питается электроприемник. Контролируемая цепь подсоединяется к клемме 0 штепсельного разъема бока БКЗ и клемме 2 блока БП. В диагональ измерительного моста включен эмиттер-базовый переход измерительного транзистора V8, коллектор которого соединен через резистор R8 с усилителем на транзисторах V9, V10 и тиристоре V11. В цепи моста и усилителя включены диоды V4, V5 и V7, а в контролируемую цепь — диод V, установленный в коробке выводов двигателя. Поэтому в один полупериод (нерабочий) ток в цепях схемы отсутствует. Во второй полупериод (рабочий), когда указанные диоды открыты, через плечи моста проходит ток.
Если сопротивление контролируемой цепи мало, то напряжение в диагонали моста имеет полярность, отпирающую транзистор V8, а в его коллекторной цепи течет ток, открывающий усилитель на транзисторах V9, V10 и тиристоре V11. Нагрузкой тиристора V11 является обмотка реле К1, зашунтированная конденсатором С4, поэтому реле К1 в рассматриваемом режиме срабатывает. В нерабочий полупериод тиристор V11 запирается, но реле К1 удерживается во включенном положении током разряда конденсатора С4 через его обмотку. Если сопротивление контролируемой цепи больше значения уставки, то напряжение в диагонали моста меняет знак, транзистор V8 и тиристор V11 запираются, а реле К1 отключается, размыкая своим контактом цепь управления аппаратом и включая цепь сигнализации.
В случае замыкания контролируемой цепи или пробоя диода реле K1 должно отключиться и заблокировать аппарат. Для этого в БКЗ введена дополнительная цепь, состоящая из диодов V1, V3, резисторов R2, R6 и конденсаторов Cl, С2. Ток в нерабочий полупериод в рассматриваемом режиме протекает через диоды V1, V2 и резистор R6, заряжает конденсаторы С1-2 полярностью, при которой транзистор V8 заперт. В рабочий полупериод конденсаторы С1, С2 начинают перезаряжаться через диод V3 и резисторы R2, R6. Постоянные времени заряда и перезаряда конденсаторов C1, С2 выбираются такими, чтобы они, зарядившись в нерабочий полупериод, не изменяли знака заряда в рабочий полупериод. В этом случае замыкание контролируемой цепи приводит к запиранию усилителя и отключению реле K1.
Во время включения мощных двигателей в контролируемой цепи наводится ЭДС, которая может изменять полярность напряжения в диагонали моста и вызвать отключение реле в блоке БКЗ при исправной цепи заземления. Во избежание ложных срабатываний блока и сбоев в работе аппарата, в который встроен блок, введен узел на транзисторе V10. Когда транзистор V9 открыт, конденсатор С3 заряжается через диоды V6, V7 и резистор R4. Если транзистор V9 запирается во время переходного процесса в силовой цепи, вызванного пуском двигателя, то конденсатор С3 разряжается через резистор R9 и база- эмиттерный переход транзистора V10, удерживая тиристор V11 и реле во включенном положении на время пуска двигателя.