Содержание материала

Практика проектирования выявила состав предпочтительных схем коммутации, которые включены или включались в нормативные документы. Была необходимость дать дополнительную количественную оценку области применения различных типов схем электростанций. Анализу подвергнуто 349 РУ 110-750 кВ на 226 наиболее крупных электростанций, запроектированных в СССР после 1960 г. (табл. 4.5). Среди них у 53% было одно, у 40% - два и у 7% - три РУ. Реальное положение с использованием различных схем иллюстрируют таблицы 4.6-4.9.
Схемы коммутации КЭС (табл. 4.6). Из табл. 4.6 следует, что при напряжении 110-220 кВ, как правило, использована схема с двумя системами сборных шин с обходной. Прочие схемы применяются эпизодически.  Распределительные устройства 330 кВ в равной степени представлены двумя типами схем: 3/2 и две системы шин с обходной. Такое положение не связано с параметрами электростанций, а определялось технической политикой формирования схем, принятой в период их проектирования. До второй половины 60-х годов последняя схема считалась приемлемой при 1)0-500 кВ. Распределительные устройства 500 кВ, как правило, представлены схемами второй (§ 1.4) группы. Другие схемы использованы в единичных случаях. При 330 кВ и выше полуторная схема применяется чаще всего.

Таблица 4.5. Структура электростанций


Тип электростанции

Число электростанций

Число РУ напряжением, кВ

110
(150)

220

330

500

750

КЭС

86

65

55

20

25

1

ТЭЦ

84

81

14

2

1

-

АЭС

22

3

6

8

8

1

ГЭС и ГАЭС

34

5

26

5

12

1

Таблица 4.6. Схемы коммутации КЭС


Схема

Частота применения, %; напряжение, кВ

110
(150)

220

330

500

Одна секционированная система сборных шин

1,5

3,6

 

 

Две системы сборных шин

12,4

-

Две системы сборных шин с обходной

84,6

87,4

45,0

12,0

Схема 2/1

-

3,6

-

-

Схема 3/2

-

1,8

50,0

40,0

Схема 4/3

-

-

5,0

24,0

Многоугольники

-

1,8

-

16,0

Связанные многоугольники

-

4,0

Генератор- трансформатор- линия

1,5

 

 

 

Мостики

-

1,8

-

4,0

Таблица 4. 7. Схемы коммутации ТЭЦ


Схема

Частота применения, %; напряжение, кВ

110(150)

220

Две системы сборных шин

24,7

-

Две системы сборных шин с обходной

66,7

64,3

Многоугольники

-

14,3

Генератор-трансформатор- линия

6,1

14,3

Мостики

2,5

7,1

Таблица 4.8. Схемы коммутации АЭС


Схема

Частота применения, %; напряжение, кВ

110

220

330

500

750

Две системы сборных шин с обходной

100,0

100,0

-

Схема 3/2

-

-

75,0

87,5

81,8

Схема 4/3

-

-

25,0

12,5

9,1

Связанные многоугольники

-

-

-

-

9,1

Таблица 4.9. Схемы коммутации ГЭС и ГАЭС


Схема

Частота применения, %; напряжение, кВ

110
(150)

220

330

500

Две системы сборных шин с обходной

80,0

50,0

Схема 2/1

20,0

7,7

 

16,7

Схема 3/2

-

7,7

-

41,7

Схема 4/3

 

-

20,0

25,0

Многоугольники

-

30,7

80,0

8,3

Трансформаторы-шины

-

3,9

-

8,3

Схемы коммутации ТЭЦ (табл. 4.7).

Наиболее часто (табл. 4.7) выдача мощности ТЭЦ осуществлена на 110-220 кВ. Как и для КЭС, РУ 110-220 кВ ТЭЦ выполнены преимущественно по схеме с двумя системами сборных шин с обходной.  Отличительная особенность - при 110 кВ примерно в 25% случаев задействована схема с двумя системами сборных шин, т. е. без обходной. Решение связано с условиями размещения ТЭЦ в зонах городской или промышленной застройки и использованием закрытых РУ.
Схемы коммутации АЭС (табл. 4.8). Из табл. 4.8 следует, что при 110-220 кВ использована лишь схема с двумя системами сборных шин с обходной, при 330 кВ и выше, как правило, схема 3/2. В отличии от КЭС здесь явно выражена унификация схем.
Схемы коммутации ГЭС и ГАЭС (табл. 4.9). Их частота применения, а также преимущественные схемы подобны таковым для КЭС. Основное отличие - высокая степень применения схем многоугольников.
Проведенный статистический анализ схем коммутации электростанций позволяет сформулировать выводы:

  1. при проектировании используется ограниченное число типовых схем;
  2. в практике проектирования схем при 110-220 кВ преимущественно используется схема с двумя системами сборных шин с обходной, при 330 кВ и выше - схема 3/2;
  3. ряд схем, регламентированных НТП для 110—750 кВ, такие как одна секционированная система сборных шин с обходной, ге- нератор-трансформатор-линия с уравнительно-обходным многоугольником, или не используются, или применяются эпизодически;
  4. при переработках НТП целесообразно исключить из типовой сетки те схемы, реальное применение которых ограничено, а также решить вопрос об объединении НТП электростанций всех типов в части формирования схем.