ОБМЕН ОПЫТОМ
ШОЛАНБАЕВ Б. Т., инж., РСПП Казтехэнерго
На конвейерах топливоподачи Алма-Атинской ТЭЦ-2 используются приемные лотки классического типа (трапецеидальные в поперечном сечении) с боковыми уплотнениями. Они имеют ряд недостатков:
верхние (рабочие) обкладки конвейерных лент изнашиваются в результате воздействия на них боковых уплотнений;
затраты труда на изготовление, замену и эксплуатацию боковых уплотнений весьма велики:
при замене износившихся уплотнений расходуется конвейерная лента;
нагрузка на приводные механизмы конвейерного оборудования увеличивается за счет трения между конвейерной лентой и боковыми уплотнениями (трение резины о резину):
объем загружаемого топлива через лоток уменьшается из-за наличия боковых уплотнений (сужается полезная поверхность конвейерной ленты в приемном лотке);
техническое обслуживание боковых роликов роликоопор под приемным лотком сложно (мешают боковые уплотнения и стенки лотка).
Приемный лоток после реконструкции
Реконструкция приемных лотков, выполненная на топливоподаче электростанции, позволила устранить указанные недостатки и улучшить эксплуатацию конвейеров топливоподачи.
Предлагаемая конструкция лотков в поперечном сечении имеет форму эллипса (см. рисунок). Выполняется она из трубы 1 диаметром 1000 или 1200 мм (в зависимости от ширины конвейерной ленты), разрезанной вдоль на две равные части и соединенные между собой вверху листом 2, а внизу — столом 3. Конвейерная лента 4 проходит внутри лотка и опирается на средний ряд роликов роликоопор 5, со стороны нерабочей обкладки она скользит краями по внутренней поверхности трубы (боковые ролики за ненадобностью снимаются). Вся конструкция опирается стойками 6 на станину конвейера 7. Внутри лотка на ребра жесткости 8 установлены отбойные козырьки 9 для формирования (укладки) потока топлива по оси конвейерной ленты в зоне загрузочной течки.
В результате внедрения приемных лотков новой конструкции полностью ликвидированы затраты на изготовление и установку боковых уплотнений; в 3 раза уменьшилось число роликов под приемным лотком; устранен износ верхней обкладки конвейерной ленты от воздействия на нее боковых резиновых уплотнений; значительное увеличение объема лотка (почти в 2 раза) снизило избыточное давление в нем при загрузке топливом и позволило уменьшить выбивание пыли по бокам и на выходе из лотка, тем самым улучшить условия труда персонала цеха топливоподачи.
С момента установки первого приемного лотка новой конструкции на топливоподаче Алма-Атинской ТЭЦ-2 прошел год, всего за этот период внедрены семь лотков.
Периодический осмотр показал, что в первоначальный период при скольжении ленты внутри лотка (трубы) наблюдался незначительный ее износ. В дальнейшем внутренняя часть поверхности трубы под лентой отшлифовалась до зеркального блеска, износ ленты практически прекратился, поэтому необходимость ее замены по этой причине не возникала.
Поскольку наиболее загруженная углем часть конвейерной ленты внутри лотка опирается при движении на средние (оставшиеся) ролики роликоопор, приподнятые на 20 мм относительно нижней части лотка, а края ленты движутся по отшлифованной поверхности трубы, то коэффициент трения незначителен, и токовые нагрузки на электродвигатель привода конвейера не отличаются от допустимых. Например, на одном из конвейеров токовые нагрузки до и после реконструкции составили соответственно 28 и 32 А. Ни на одном из конвейеров, где выполнена реконструкция лотков, перегрева электродвигателей не было.
Движение ленты по оси конвейера внутри лотка контролируется визуально по положению ее при входе и выходе из лотка. Угол наклона отбойных козырьков выбирается по месту в зависимости от качества угля, для влажных углей (Ц7р>16%) он должен быть не менее 60°.
Экономический эффект от внедрения приемного лотка новой конструкции на одном конвейере составил 8 тыс. руб.