Содержание материала

Обмотка короткозамкнутого ротора выполняется из медных стержней колбовидного профиля или из двух стержней круглого сечения. Концы стержней впаяны в медные короткозамыкающие кольца.
У асинхронных электродвигателей с фазным ротором обмотка выполняется петлевой или волновой. Оба типа обмотки изготовляют в виде стержней из медной полосы марки МГМ, изолируемой слюдосодержащими материалами (микафолий марки МФГ толщиной 0,2 мм или слюдопластофолий марки СФГ-Б) и укладываемой в паз на ребро.

Схема двухслойной обмотки
Рис. 6. Схема двухслойной обмотки:
а — пазовая часть: 1 — микафолий толщиной 0,2 мм, односторонней толщиной 1 мм; 2 —кабельная бумага толщиной 0,08 мм, одни слой вперекрой на широкой стороне; 3 — прокладка гетинаксовая толщиной 0,5 мм; 4 — клин гетииаксовый; б — лобовая часть: 5 — микалента толщиной 0,13 мм, четыре слоя вполинахлеста; б —лента стеклянная толщиной 0,2 мм, один слой вполнахлеста

В основном находит применение двухслойная обмотка (рис. 6), так как она более технологична (не требуются дополнительные межполюсные соединения) и лучше вентилируется. Петлевая обмотка для обеспечения необходимых электрических параметров выполняется с применением межполюсных соединений и с укороченным шагом.
Укладку обмотки ротора в полузакрытые пазы сердечника производят путем протягивания прямых концов стержней с последующим их отгибанием на нужный шаг. Концы верхнего и нижнего стержней соединяют хомутиками из медной полосы с последующей пропайкой. В пазовой части стержни изолируются несколькими слоями микафолия или слюдопластофолия и одного слоя стеклянной ткани толщиной 0,06 мм или лакированной бумаги толщиной 0,05 мм марки ЛБ 246 (рис. 7). Гильза на стержне образуется после обкатки в нагретом состоянии на специальном станке. Лобовую часть стержня изолируют микалентой марки ЛФЧ-ББ или стекломикалентой толщиной 0,13 мм марки ЛФС-ТТ20 в два-три слоя вполнахлеста или стеклянной лентой толщиной 0,1—0,2 мм в один слой. В зоне сопряжения пазовой и лобовой изоляции слои микаленты накладываются под гильзу со сдвигом, образуя ступенчатый стык. Фазная обмотка ротора закрепляется в пазах с помощью изоляционных клиньев, изготовляемых из гетинакса марки 1 или стеклотекстолита марки СТЭФ.
Стержни фазной обмотки ротора
Рис. 7. Стержни фазной обмотки ротора:
1 — стержни из меди МГМ; 2— гильза из микафолия, 3 — микалента

Выводные концы обмотки ротора, соединяющие ее с контактными кольцами, выполняют из изолированных медных шин, пропуская их через центральное отверстие вала. Обмотанный ротор пропитывают лаком марки МЛ-92 или лаком марки ПЭ-933 с последующим покрытием эмалью Гф-92.
Втулки, насаженные на вал, изготовлены из стальных поковок или стального литья. Втулка насаживается в основном на верхний конец вала ротора, а у некоторых электродвигателей (типа ЗДА 173/99) и на нижний — для нижнего направляющего подшипника. Для облегченья операций снятия и насаживания втулок с вала в посадочные места втулки подпятника установлены бронзовые литые кольца или наплавлены по окружности полоски из меди. Наружные поверхности втулок являются цапфами для направляющих подшипников На верхнем торце втулки подпятника закрепляется запорное стальное кольцо, устанавливаемое в центральную расточку вала и удерживающее ротор электродвигателя и вал насоса.
Сердечник напрессован на вал ротора (непосредственно или на остов ротора) и состоит из пакетов, разделенных радиальными вентиляционными каналами шириной 10 мм.
Пакеты сердечника в электродвигателях  14-го и частично 15-го габаритов при внешнем диаметре ротора до 1 м собраны из штампованных цельных листов электротехнической стали марок Э толщиной 0,5 мм и стянуты в монолитный пакет двумя нажимными стальными кольцами, закрепленными на валу или на остове ротора шпонками. У некоторых электродвигателей 15-го габарита и электродвигателей 16 го и 17-го габаритов пакеты сердечников собраны из штампованных сегментов и спрессованы в пакет, скрепленный кольцами и шпильками, которые пропущены через отверстия в сегментах.