Содержание материала

Обозначения асинхронных и синхронных электродвигателей серий ВАН, ВАЗ, ВДА, ДВДА, ДВДА2, ВДС, ВДС2, принятые заводами-изготовителями, расшифровываются следующим образом:
Примеры обозначения электродвигателей: ВАН113/36- 116-УХЛЗ — вертикальный асинхронный нормального исполнения. имеющий наружный диаметр сердечника статора 143 см, длину сердечника статора 36 см, количество полюсов 16, климатическое исполнение по ГОСТ 15150— 69*; ВДС2-325/49-18УХЛ4— вертикальный двигатель синхронный серии 2, имеющий наружный диаметр сердечника статора 325 см, длину сердечника статора 49 см, число полюсов 18, климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150—69.

Вертикальные асинхронные электродвигатели серий АВ, ВАН, ВАЗ, ВДА, ДВДА, ЦВДА2  выполняются с вертикальным валом подвесного типа с двумя направляющими подшипниками и подпятником, размещенными в масляных ваннах верхней и нижней крестовин.
У электродвигателей типа ВАН-118 (рис. 1), ЕАН-143 (рис. 2) и ДВДА-143 в качестве направляющих подшипников применяются подшипники качения, и у других типов — подшипники скольжения.
Электродвигатели типа АВ-113 (рис. 3) и серии АВ-40Э-1100. АВ-500-1000, АВ-630-1000 (рис. 4), а также АОВ2-14-41-4УЗ (рис. 5) выполняются со щитовыми подшипниками качения без лап с фланцем, имеющим центрирующую заточку, со стороны свободного конца вала. Статор цилиндрической формы (кроме электродвигателей АОЕ2-14-41), сварной из листовой стали полуспокойных и спокойных марок, неразъемный.
Сердечник статора собран из штампованных сегментов. изготовленных из электротехнической стали соответствующей марки толщиной 0,5 мм и изолированных лаком горячей сушки, и разделен на пакеты радиальными вентиляционными каналами. Пакеты сердечника разделены между собой сегментами с вентиляционными распорками, образующими радиальные вентиляционные каналы шириной 10 мм. Сегмент с вентиляционными распорками выполнен из двух сложенных штампованных листов электротехнической стали, к которым приварены точечной сваркой или приклепаны стальные полоски из специального нормализованного профиля двутаврового сечения 4Х10 или 8Х10 мм.

Обозначения электродвигателей  ВАН, ВАЗ, ВДА, ДВДА, ДВДА2, ВДС, ВДС2

лектродвигатель ВАН-118
Рис. 1. Общий вид электродвигателя типа ВАН-118:
1 — гнездо подшипника; 2 — верхний направляющий подшипник; 3, //—стопорное кольцо; 4 — крышка; 5 — запорное кольцо; 6 — втулка опорного подшипника; 7 — крестовина верхняя; 8— гайка; 9— полумуфта; 10. 13— крышка подшипника; 12— нижний подшипник; 14 — щит; 15—  щит подшипниковый; 16— ротор; 17 —статор; 18—выводная коробка; 19— кольцо уплотнительное; 20— сегмент подпятника; 21— маслоохладитель верхней крестовины

электродвигатель ВАН-143
Рис. 2. Общий вид электродвигателя типа ВАН-143:
I— колпак: 2 — втулка подпятника; 3—крестовина верхняя; 4— сегмент подпятника; 5—кольцо уплотнительное; 6— кольцо приема протечек масла из верхней крестовины; 7—запорное кольцо; 8— гайка; 9—полумуфта; 10—крышка подшипника наружная; 11—подшипник нижний направляющий; 12— крышка подшипника внутренняя- 13 — шит подшипниковый нижний; 14—щит; 15 — ротор; 16— статор; 17— вводное устройство; 18 — маслоохладитель, 19 — запорное кольца втулки 20— подшипник верхний направляющий; 21 —гнездо направляющего подшипника
Сегменты крайних пакетов с обеих сторон сердечника выполнены с нажимными пальцами, которые изготовлены  из полосовой стали прямоугольного сечения размерами 10X16, 12X25 мм и др. Сердечник в корпусе статора удерживается с помощью стальных шпилек, пропущенных через полузакрытые круглые пазы в спинке сегментов и через отверстия в кольцевых стенках станины. Обмотка статора с изоляцией по нагревостойкости класса В двухслойная и собирается из шаблонных катушек в схему с укороченным шагом.

электродвигатель АВ-113-4
Рис. 3. Общий вид электродвигателя типа АВ-113-4:
1, 5, 13, 15— крышка подшипника; 2 — гайка стопорная; 3 — подшипник шариковый; 4, 16 — кольцо уплотнительное; 6—(капсюль; 7, 12—щит подшипниковый; в — коробка выводов; 9 — изолятор; 10 — статор; 11 — ротор; 14 — подшипник роликовый; 17 — втулка
Двухскоростные двигатели серии ДВДА имеют две катушечные двухслойные обмотки. При той или другой частоте вращения включается только соответствующая обмотка, а другая в это время разомкнута.
Двухскоростные двигатели серии ДВДА2 имеют одну полюсно-переключаемую обмотку статора. Изменение частоты вращения производится путем включения соответствующего масляного выключателя.
Катушки обмотки статора электродвигателей серии ВАН-118, "ВАН-143 и ВАН-173 изготовлены из провода марки ПЭТ ВСД по ТУ 16.505 816—75 соответствующего сечения с наложением изоляции из ленты ЛС 40 СТ-УП-2,5 размерами 0,13X20 по ТУ 16—503.030—75, ленты стеклянной ЛЭС 0,1X20 стеклочулка диаметром 1 км АСЭЧ(б).

электродвигатель AB-630 100
Рис. 4 Общий вид электродвигателя типа AB-630 100G.
1 — воздухэохладитель, — статор 3— щит направляющая верхний; 4— щит подшипниковой верхний; 5 — коробка выводов, 6 — ротор, 7—обшивка; 8— таблички  «слив воды» 1 — щит; 10 — щит подшипниковый нижний;
— зажим; 12 — знак заземления; 13 — табличка «подача воды»:

После укладки катушек в пазы и заклиновки их стеклотекстолитовыми клиньями статор пропитывается После пропитки межкатушечные к межполюсные соединения пропаяны припоем МФ-2 и покрыты стеклослюдинитовой и стеклянной лентами. После изолировки межкатушечных и межполюсных соединений статор пропитан в эпоксидном комнаунде. (У электродвигателей выпуска до 19Т9 г витковая и корпусная изоляции выполнены из микаленты и компаундированны )

электродвигатель АОВ2-14-41-4УЗ
Рис. 5. Общий вид электродвигателя типа АОВ2-14-41-4УЗ / — воздухоохладитель; 1 — статор; 3, 12^- щиток направляющий; 4 — ротор; 5 — щит подшипниковый нижний; 6 — контакт заземления; 7 — закрытие воздухоохладителя; в —кожух; 9— коробка выводов статора; 10 — вентилятор; //— щит подшипниковый верхний
Ротор электродвигателя состоит из вала с втулками, сердечника, обмотки и вентиляторов. Вал выполняется из поковки стали марки 30 или 35. Для сопряжения с приводом вал выполняется с фланцевым концом для непосредственного соединения со свободным концом для посадки муфт.
У двигателей с контактными кольцами верхняя часть вала выполняется с центральным отверстием для укладки токоподвода от контактных колец до обмотки ротора, а у двигателей привода насосов с поворотными лопастями центральное отверстие выполняется через весь вал.