Содержание материала

Удаляют смазку из подшипника деревянной лопаткой, после чего подшипник промывают бензином или обезвоженным керосином. Во время промывки подшипник вращают за наружное кольцо или сепаратор. Окончательную промывку производят бензином, смешанным с маслом. Это делают для того, чтобы после испарения бензина на подшипнике осталась тонкая масляная пленка, которая защищает его от коррозии. Чистый бензин для окончательной промывки применять нельзя, так как обезжиренные поверхности подшипников могут корродировать.
После осмотра подшипника замеряют радиальный зазор и проверяют его осевой люфт. Радиальный зазор подшипников проверяют при нагрузке 150 Н. Для измерения зазора пластину пластинчатого щупа заводят между телом качения и поверхностью внутреннего кольца и нижней его части. Замеренный зазор сравнивают с допустимым по табл. 1.

Таблица 1. Зазоры в подшипниках качения
Зазоры в подшипниках качения
Осевой люфт шарикоподшипника проверяют перемещением наружного кольца в осевом направлении. Если зазоры в подшипниках соответствуют допустимым и люфт незначителен, то подшипник пригоден к дальнейшей эксплуатации. Если зазоры превышают допустимые или имеет место большой осевой люфт, то подшипник необходимо заменить. Непригодный подшипник снимают с помощью съемника. Если подшипник не снимается, то его подогревают горелкой.
После снятия подшипника осматривают посадочное место вала. Оно не должно иметь задиров или блестящей полированной поверхности, что свидетельствует о недостаточности натяга. Натяг можно восстановить путем установки втулки, электродуговой наплавки вала или электроискровым методом.
После восстановления натяга и механической обработки вала проверяют индикатором бой заплечиков. При диаметре вала 50—120 мм бой заплечиков должен быть не более 25 мкм, а при 120-250 мм - не более 30 мкм. Заплечики валов, а также галтели обрабатывают с чистотой поверхности, соответствующей чистоте посадочных мест вала. Высота заплечиков должна быть равна половине толщины внутреннего кольца подшипника, а радиус галтели — несколько меньшим, чем радиус фаски подшипника.
Овальность и конусность посадочной поверхности не должны превышать 1/2 допуска на диаметр. Шероховатость посадочных поверхностей и заплечиков должна быть не ниже Ra = 1,25; 2,5. После снятия замеров посадочные места смазывают минеральным маслом или консистентной смазкой.
При частоте вращения электродвигателя 1500 об/мин или ниже применяется напряженная посадка подшипников на вал и плотная в корпусе или торцевом щите. При частоте вращения 3000 об/мин применяют обеспечивающие меньший натяг посадки: плотную на вал и скольжения в корпусе.
Некоторые электромашиностроительные заводы при изготовлении электродвигателей применяют плотную посадку подшипников на валу и посадку скольжения в торцевом щите при частоте вращения 1500 об/мин и ниже. В табл. 2 и 3 приведены предельные отклонения диаметра вала и отверстия в корпусе при различных видах посадки.
Перед установкой подшипника проверяют целость посадочной поверхности и при обнаружении забоин на ней запиливают эти места и шлифуют. Новые подшипники перед установкой промывают в смеси бензина с маслом, проверяют легкость вращения, радиальный зазор и путем осмотра выявляют, нет ли дефектов.
Для установки на вал подшипник нагревают до 100° С в масле, залитом в бак с электроподогревателем, смонтированным в нижней части бака. Подшипник укладывается на решетку, которая установлена на 50-60 мм выше дна бака. Такое расположение подшипника предохраняет его от перегрева и загрязнения. Бак сверху закрывают крышкой, чтобы избежать воспламенения паров масла. Более прогрессивным и пожаробезопасным является способ индукционного нагрева подшипников перед установкой их на вал. Предприятие "Северознергоремонт" использует для этой цели приспособление (рис. 5), состоящее из трансформатора, вторичной обмоткой которого служит кольцо подшипника. Сечение магнитопровода выполнено ступенчатым для подшипников с внутренним диаметром от 30 до 300 мм.
Нагретый подшипник устанавливают на вал. После остывания подшипник заполняют смазкой и производят сборку подшипникового узла. Смазка должна заполнять не более 2/3 свободного объема капсулы подшипника при частоте вращения 750 об/мин и ниже, на 1/3 — 1/2 - при частоте вращения от 1000 до 3000 об/мин. Чем больше частота вращения, тем меньше требуется смазки. Не рекомендуется смешивать смазки разных марок, так как при этом они могут терять свои свойства. Смазкой заполняют промежутки между шариками, роликами и канавки уплотнений в крышках подшипников. У электродвигателей вертикального исполнения с радиально-упорными подшипниками и у электродвигателей, конструкция крепления корпусов подшипников которых не обеспечивает самоустановку наружного кольца, необходимо проверить точность его установки. Для этого с помощью хомута устанавливают на валу индикатор часового   типа так, чтобы его измерительный стержень упирался в торцевую поверхность наружного кольца подшипника.

Таблице 3. Посадки наружного кольца подшипника в капсулу
Посадки наружного кольца подшипника в капсулу
Таблица 2. Посадки подшипников на вал ротора
Посадки подшипников на вал ротора

Приспособление для нагрева подшипников
Рис. 5. Приспособление для нагрева подшипников индукционным способом конструкции предприятия "Североэнергоремонт":
1 — стол; 2 — хомут; 3 - шарнир; 4 — магнитопровод съемный; 5 — подшипники; 6 - катушка; 7 — магнитопровод неподвижный

Вместо рабочей устанавливают технологическую крышку. Проворачивая ротор, замеряют осевое биение наружного кольца относительно оси вала. Допустимое значение последнего зависит от габаритов и типа подшипника и должно лежать в пределах 0,03-0,08 мм. После проверки и доведения осевого биения наружного кольца подшипника до указанных пределов снимают технологическую крышку и устанавливают рабочую. Затем заполняют смазкой подшипниковый узел (промежутки между шариками, роликами и канавки уплотнений в крышках подшипников).