Содержание материала

Для смазки подшипников качения и скольжения обычно применяется смазка, рекомендованная заводом-изготовителем: жидкие масла, и консистентные смазки.
Основное назначение смазки — уменьшение степени износа и снижение потерь на трение скольжения или качения. Подбор смазки влияет на износ, надежность и долговечность подшипниковых узлов. Смазка охлаждает тела трения, снижает шум, защищает от коррозии. Пластичная смазка также герметизирует подшипниковый узел.
Жидкие масла малой вязкости более стабильны при эксплуатации и могут быть полностью заменены без разборки подшипникового узла, однако их применение требует более сложных уплотняющих устройств. Консистентные смазки обладают большей вязкостью, что позволяет применять простые уплотнения. Недостатком консистентных смазок является большая зависимость их вязкости от температуры и способность густеть в процессе эксплуатации, что приводит к ухудшению их смазывающих характеристик.
Минеральные масла и пластичные смазки изготовляют из нефтяного сырья. Минеральные масла классифицируют по областям применения: моторные, индустриальные турбинные и др. В табл. 6 приведены основные характеристики турбинных масел применяемых в электродвигателях. Физико-химические свойства масел определяются вязкостью, температурой вспышки, отсутствием механических примесей, воды, коксуемостью, зольностью и др.
Таблица 6. Вязкостно-температурные характеристики турбинных масел


Наименование и марка масла

Вязкость кинематическая

Температура, С

 

сСт при 50° С

мм2/С о
при 40 С

вспышки

застывания

Турбинное Т22

20-23

-

+180

-15

Турбинное ТЗО

28-32

-

+180

-10

Турбинное Т46

44-48

-

+195

-10

Турбинное Т57

55-59

-

+195

-

Турбинное Тп-22

-

28,8-35,2

+186

-15

Турбинное Тп-30

-

41,4-50,6

+190

-10

Турбинное Тп-46

-

61,2-74,8

+220

-10

Вязкость масла определяет меру его текучести. Чем больше вязкость масла, тем меньше его текучесть. Поэтому для каждого электродвигателя завод-изготовитель рекомендует масло определенной вязкости. Недостаточная вязкость масла приводит к повышенному трению, нагреву и ускоренному износу баббита. Большая вязкость приводит к увеличению потерь мощности на трение и соответственно к снижению КПД электродвигателя.
Пластичная смазка состоит из жидкого масла, загустителя и присадок, улучшающих ее стабильность, водостойкость и другие характеристики. В зависимости от применяемого загустителя пластичные смазки делятся на кальциевые, натриевые, натриевого-кальциевые и литиевые.
В табл. 7 приведены основные характеристики консистентных смазок, используемых в подшипниковых узлах электродвигателей. Температура, при которой происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в капсуле специального прибора при определенных условиях, называется температурой каплепадения. Для кальциевых, натриевых и углеводородных смазок по температуре каплепадения можно ориентировочно судить о верхней температурной границе применения смазки. Для этих смазок можно принять, что смазка не будет расплавляться и вытекать из подшипникового узла, если ее температура будет на 15-20°С ниже температуры каплепадения.
Предел прочности характеризует минимальное усилие, при приложении которого смазка меняет форму, сдвигается один слой смазки относительно другого и нарушается коллоидная структура. Смазки, которые имеют малый предел прочности, сбрасываются с вращающихся деталей и плохо удерживаются в подшипниковых узлах. С повышением температуры предел прочности смазки понижается. Вязкость смазки определяет уровень потерь на трение в подшипниках качения.

Таблица 7. Основные характеристики консистентных смазок
характеристики консистентных смазок

Пенетриция — показатель степени консистенции смазки (чем выше показатель, тем мягче смазка). При работе электродвигателя происходит нагрев подшипниковых узлов, вследствие чего смазка частично уплотняется. В результате термоупрочнения у смазки повышается предел прочности, и она перестает поступать к рабочим поверхностям, что приводит к быстрому выходу из строя трущихся поверхностей.