Перед снятием шкивов, полумуфт, шестерен и других соединительных деталей с вала машины следует вывернуть стопорный винт или выбить шпонку, фиксирующие соединительную деталь с валом. Место посадки заливают керосином или антикоррозионной жидкостью для устранения коррозии в месте контакта. При снятии этих деталей используют двух- или трехлапчатые съемники (переносные ручные или гидравлические). На рис.  1 показан процесс снятия шкива 5 с помощью лапчатого съемника. Лапы 4 съемника накладывают на наружную поверхность шкива и, вращая рукоятку 2, передвигают гайку 3 влево, обеспечивая плотный захват детали с упором в выходной конец вала. Затем, вращая рукоятку 7, стягивают шкив с вала. Лапы 4 съемника позволяют захватывать детали как за наружную, так и за внутреннюю поверхности, а путем перемещения гайки J можно фиксировать их положение. Работа с таким съемником обычно производится двумя рабочими, один из которых придерживает съемник за лапы 4 а другой вращает рукоятку 1.
Для снятия соединительных деталей, имеющих аксиальные отверстия, можно использовать съемник (рис. 2), с которым может работать один рабочий, Траверса 1 соединяется с демонтируемой деталью 2 с помощью болтов 4. Затягивая винт 5, стягивают летать с вала. Для предотвращения проворачивания вала при затяжке винта 5 одно плечо траверсы упирают в подставку из раздвижных труб 3. При снятии крупных деталей, требующих больших усилий, применяют гидравлические съемники, усилие в которых создается с помощью гидравлического пресса.
В ряде случаев для уменьшения требуемых для съема детали усилий производят нагрев детали. Для уменьшения нагрева вала его
обертывают смоченным в воде асбестовым картоном, а нагрев проредят интенсивно одной или двумя горелками, начиная от края детали по направлению к ступице. Температуру детали можно контролировать периодическим прикосновением прутка из олова, температура  плавления которого около 250 °С. В процессе нагрева внимательно следят за началом трогания детали, поскольку на нее действует большое усилие от съемника. Для нагрева детали можно использовать токи высокой частоты, при котором вал практически не нагревается.
В качестве примера рассмотрим процесс разборки асинхронного двигателя закрытого исполнения IP44, показанного на рис. 1. Разборка происходит в следующем порядке:

  1. отсоединяют двигатель от электрической сети и от заземляющего провода:

- отсоединяют двигатель от приводного механизма и снимают его с фундамента;
- снимают шкив или полумуфту с помощью съемника;

  1. снимают шпонку;
  2. снимают кожух 5 вентилятора 7; I снимают вентилятор 7, предварительно ослабив его винт (вручную или с помощью съемника);

I отворачивают болты, крепящие подшипниковые щиты 6 и 10 к корпусу, и снимают задний подшипниковый шит б, легко ударяя по нему молотком из мягкого материала (дерево, пластмасса, медь);

  1. вынимают ротор из статора для чего легкими толчками сдвигают ротор в сторону переднего подшипникового шита 10 и выводят Щит из замка;

1 и 2 — рукоятки; 3 — гайка; 4 — лапы съемника; 5 — шкив
Съемник с траверсой
Рис.  2. Съемник с траверсой:
I — траверса; 2 — демонтируемая деталь; 3 — раздвижная труба; болт;
5— винт
поддерживая ротор за вал, выводят его из статора, не допуская повреждения лобовых частей обмотки статора и крыльчатки ротора;
снимают передний подшипниковый щит 10, легко ударяя по нему молотком из мягкого материала;
снимают с помощью съемника подшипники 9 и (или) 13у если необходима их замена.
Снятие подшипниковых щитов можно производить отжимными болтами, если они предусмотрены в конструкции. В этом случае отжимные болты завертывают равномерно в отжимные отверстия, не допуская перекоса подшипниковых щитов.
Ротор небольшой массы выводят из статора руками, поддерживая его с двух сторон, как описано выше. Более крупный ротор выводят из статора с помощью приспособления, показанного на рис. J 5.3.
Серьгу 1 устанавливают так, чтобы она располагалась над центром тяжести ротора 2, после чего заводят цанговый па фон на вал 3. Вращая рукоятку б, передвигают пластину 5 вперед, пока кулачки 4 не захватят вал 3 ротора 2. Затем вывешивают ротор, приподнимая приспособление за серьгу 1 с помощью крана, и извлекают его из статора. Небольшую регулировку при извлечении ротора можно осуществить, поддерживая его за ось 7. Описанное приспособление позволяет захватывать валы диаметром до 100 мм.
При снятии подшипников усилия следует прикладывать к внутренней обойме, чтобы избежать их повреждения.
Приспособление для выема и заведения ротора
Рис.  3, Приспособление для выема и заведения ротора:
Для этого применяют лапчатые съемники, имеющие глубокие губки, или используют крышки подшипников. В последнем случае (рис. 15 4) между крышкой 1 и подшипником устанавливают специальные прокладки 2. Если имеется место, то для съема подшипников можно использовать разъемный хомут J.
При разборке электрических машин часто используют гидравлические съемники (рис. 5). Этот съемник имеет рабочее давление 6,4 МПа и позволяет развивать усилия до 100 кН при ходе цилиндра до 75 мм.

 

Снятие подшипников
рис. 4. Снятие подшипников с использованием вставок (а) и хомута (б): I — внутренняя крышка подшипника; 2 — прокладки: 3 — хомут

1 — серьга; 2 — ротор; 3 — вал; 4 — кулачки; 5 — пластина: 6 - рукоятка;
7 — ось

На электроремонтных предприятиях для разборки двигателей с высотой оси вращения 112...2Я0 мм (3..9 габарит) используют специальный стенд для разборки двигателей (рис. 6). Перед установкой на стенд с двигателя снимают кожух вентилятора, вентилятор и болты, крепящие крышки подшипников, и подшипниковые щиты. Двигатель устанавливают на стенде рабочим концом вала к подвижной стойке 1 и закрепляют с помощью зажимов  С помощью электропривода 2 устанавливают пиноли 3 по высоте оси вращения двигателя и, перемещая стойку 1 вправо. фиксируют двигатель в пинолях (правая стойка 4 неподвижна).
Гидравлический подвесной съемник для снятия подшипников с валов двигателей
Рис. 5. Гидравлический подвесной съемник для снятия подшипников с валов двигателей с высотой оси вращения 180...280 мм (6,..9-го габаритов):
1 — скоба; 2 — тяга; 3 — цилиндр; 4 — уплотнения; 5 — штуцер; 6 поршень
Стенд для разборки электродвигателя
Рис. 6. Стенд для разборки электродвигателя:
1 — подвижная стойка; 2— электропривод; 3 — пиноли; 4— неподвижная стойка;
5 — поворотный стол; 6 — зажимы; 7— стол; 8 — направляющие
Включают движение стола 7 влево по направляющим, при котором левый подшипниковый щит выпрессовывается с наружного кольца подшипника, а правый — из замка на корпусе. Между правым подшипником и корпусом двигателя устанавливают опорную вилку (не показана) и включают движение стола вправо. При этом левый подшипниковый шит выпрессовывается из замка на корпусе, а правый подшипник — с вала. Устанавливают опорную вилку между левым подшипником и корпусом двигателя и включают движение стола 7 влево, производя выпрессовку левого подшипника с вала. Затем выводят пиноли 3 из центров вала, поворачивают стол 5 с двигателем на угол 60...90" и снимают с вала крышки подшипников, подшипниковые щиты и подшипники.
Одним из указанных выше способов выводят ротор из статора, ослабляют зажимы 6 и снимают корпус (статор) двигателя со стенда.
На все детали и узлы навешивают бирки с одним ремонтным номером двигателя и направляют статор на участок удаления (извлечения) обмотки, а остальные узлы и детали — на мойку. Если ротор имеет фазную (не короткозамкнутую) обмотку, то его направляют вместе со статором на участок удаления обмотки.
Технология разборки любой крупной электрической машины с подшипниками скольжения имеет свои специфические особенности, связанные с се конструкцией, местом установки, наличием грузоподъемных механизмов и др. Поэтому приведем только общие операции по разборке крупных машин.
При разборке измеряют:
воздушный зазор между ротором и статором в четырех точках (через 90") с обеих сторон;
радиальные зазоры в подшипниках и натяги крышек подшипников на вкладыши, радиальные зазоры между радиатором и диффузором;
зазоры по уплотнениям вала и по маслоуловителям; I совпадение магнитных осей статора и ротора;

  1. осевой разбег ротора и уклон вала ротора.

Результаты измерений заносят в формуляр, проводят предремонтные испытания и приступают к разборке машины. Снимают наружные и внутренние щиты и диффузоры, в воздушный зазор под ротор заводят лист электрокартона и после разборки опорах подшипников опускают ротор на статор. После этого снимает полумуфты или шестерни, подогревая их при необходимости, зачищают посадочные поверхности и определяют натяг.
Чтобы не повредить обмотки статора при выводе ротора, их закрывают листами из прессшпана или резины. Ротор извлекают с помощью грузоподъемных механизмов и специальных скоб (для роторов массой до 500 кг), пригодных для роторов машин до 19 габарита включительно. Для выведения ротора на кран подвешивают траверсу 4 (рис. 7) с двумя регулировочными болтами J. На вал надевают удлинитель 2. Вывесив ротор с помощью крана и регулировочных болтов Зу выводят его из статора (вправо) и опускают на предварительно установленную рядом со статором подставку (не показана). Затем снимают удлинитель, переносят левый строп на левый конец вала, вывешивают ротор и перемешают его на место ремонта или для дальнейшего транспортирования. Статор остается на своей фундаментной плите L
Приспособление для вывода ротора электрических машин
Рис. 7. Приспособление для вывода ротора электрических машин 15... 19 габаритов:
1 — плита: 2 — удлинитель; 3 — регулировочный болт: 4 — траверса

  1. Если расточка статора расположена ниже поверхности фундаментной плиты (см рис. 2), статор сначала поднимают и подкладывают под его лапы шпалы, чтобы расточка статора была выше верхней отметки плиты. Затем выводят ротор из статора. В настоящее время разработаны специальные приспособления для выведения ротора из статора без применения грузоподъемных механизмов.

После разборки детали и узлы крупных электрических машин несколько раз протирают салфетками, смоченными в бензине.