Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Порядок разборки электродвигателей АОВ2-14-41

Порядок разборки электродвигателей АОВ2-14-41

После отключения от двигателя питающих кабелей, проводов термометров сопротивления и заземляющей шины его отсоединяют от приводного механизма и, застропив за четыре ушка, перемещают краном на ремонтную площадку, где устанавливают на подставку в вертикальном положении.
Непосредственную разборку электродвигателя выполняют в следующей последовательности: снимают верхний кожух; застропив и поддерживая краном воздухоохладители, отсоединяют их от статора, предварительно сместив закрытие путем вывертывания трех винтов и поворота относительно четвертого; снимают воздухоохладители и переносят на площадку, где они будут подвергнуты чистке сжатым воздухом.
Последующую разборку двигателя можно производить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
При продолжении разборки в вертикальном положении снимают полумуфту со свободного конца вала, а затем вентилятор наружной системы вентиляции. Отсоединяют (отворачивают болты) от статора верхний и нижний подшипниковые щиты. Снимают верхний подшипниковый щит. Снимают направляющий щиток, предварительно отвернув крепящие его болты. Выводят ротор из статора, используя капсюль верхнего подшипникового узла, и устанавливают его на специальную подставку. Снимают станину с нижнего подшипникового узла. С помощью съемников снимают подшипники с вала ротора.
Для разборки электродвигателя в горизонтальном положении его кантуют на сторону, противоположную коробке выводов статора, подложив под него деревянные брусья. Затем снимают полумуфту со свободного конца вала и вентилятор наружной системы вентиляции и дальнейшую разборку ведут в той же последовательности, что при вертикальном положении, но с той разницей, что вывод ротора выполняют с помощью специальной скобы или
удлинителя, как указано в примере разборки электродвигателя типа АВ-113-4М.
Порядок разборки электродвигателей серии ВДА и ВАЗ.
До демонтажа электродвигателя с места установки и последующей разборки снимают тахометр и фланец, освобождая торец вала. При этом питающие кабели должны предварительно отсоединяться оперативным персоналом.
С помощью уровня, устанавливаемого в различных направлениях на торец вала, определяют горизонтальность торца ротора. В случае отклонения торца вала от горизонтального положения решение об устранении этого дефекта принимают в процессе ремонта всего агрегата. Результаты измерений заносят в ремонтный формуляр.
Отсоединяют фланцы водо- и маслоподвода от системы, слив предварительно воду и масло. С помощью траверсы стропят двигатель (рис. 1), транспортируют на ремонтную площадку и устанавливают на технологическую подставку. Проверяют горизонтальность установки электродвигателя на подставке по уровню. Далее разборку ведут в следующей последовательности.
Схема стропки электродвигателя типа ВДА
Рис. 1. Схема стропки электродвигателя типа ВДА

С верхней крестовины снимают щиты. При этом во время разборки всех узлов проверяют наличие маркировки сопрягаемых узлов и деталей, состояние штифтов. В случае отсутствия маркировки все сопрягаемые узлы и детали маркируют. При неудовлетворительном состоянии штифта или отверстий их восстанавливают: отверстие разворачивают, а штифты изготовляют новые. В случае необходимости изменения положения сопрягаемых узлов относительно друг друга штифты приводят в нормальное состояние перед ремонтом. Рассоединяют и снимают патрубки масло- и воздухоохладителей. Для выполнения этой операции используют специальные ключи. Снимают собственно масло- и воздухоохладители.
С помощью измерительного щупа определяют зазоры между сегментами направляющего подшипника и втулкой подпятника по всей рабочей поверхности двух диаметрально противоположных сегментов (измерения зазора между сегментом и втулкой производят в трех-четырех точках по верху периметра сегмента и в двух-трех точках по бокам его) или между сухарем сегмента и гнездом направляющего подшипника.
Нормальным считается односторонний зазор 0,1— 0,15 мм или суммарный зазор 0,2—0,3 мм по двум диаметрально противоположным сегментам, если наблюдается прилегание вала к одному из сегментов. При отклонении зазора от нормального значения в процессе ремонта необходимо проверить состояние баббитовой заливки и сухарей сегментов.
Специальным щупом сверху определяют воздушный зазор между статором и ротором, нормальное значение которого составляет (3±0,3) мм. Результаты всех измерений заносят в ремонтный формуляр. Далее с нижней крестовины снимают щиты, рассоединяют и снимают патрубки воздухоохладителей нижней крестовины и сами воздухоохладители, для осмотра нижних лобовых частей обмотки статора при частичной разборке электродвигателя рассоединяют и смещают диффузор. При полной разборке (снятии статора с нижней крестовины) этот диффузор можно не отсоединять от нижней крестовины. Рассоединяют и снимают крышку, состоящую из двух частей. Специальным щупом измеряют через лючки в диффузоре воздушный зазор между ротором и статором. Проверяют зазоры между сегментами нижнего направляющего подшипника и втулкой, выполнив операцию аналогично верхней крестовине.
Результаты измерений также заносят в ремонтный формуляр. С помощью специального приспособления снимают сегменты верхнего направляющего подшипника, проверяют наличие их маркировки. Необходимо отметить, что перед снятием сегментов направляющих подшипников и подпятника с вмонтированными термометрами сопротивления их предварительно отсоединяют специальным ключом. Далее снимают гнездо верхнего направляющего подшипника, обращая внимание на состояние уплотнительных латунных ножей, примыкающих к втулке, отсоединяют кольцо уплотнения (поддон) от верхней крестовины и опускают его на ротор (отсоединение кольца, а также его монтаж должны выполнять одновременно четыре человека). В определенной последовательности снимают: полукольца воздушного уплотнения (эту операцию можно выполнить перед установкой верхней крестовины на статор), кольцо (крышку), к которому крепятся штыри нижнего приспособления для установки ротора строго по центру расточки статора, уплотнительное кольцо вала, уплотнительные полукольца с ножами с днища — днище нижней крестовины с маслоохладителями с помощью приспособления, которое подводят под днище, сегменты нижнего направляющего подшипника с помощью вворачиваемого в них приспособления.
Уплотнительный нож под нижним гнездом при разборке (перед выводом ротора) не трогают. Если его состояние требует замены или ремонта, то эту операцию проводят перед сборкой двигателя. Нижнее гнездо при необходимости снимают только вниз. С помощью щупа 0,03 мм проверяют плотность прилегания запорного кольца к втулке и к валу, при этом он должен «закусывать» по всему периметру кольца.
Схема стропки ротора
Рис. 2. Схема стропки ротора
Краном устанавливают на конец вала хомут для подъема ротора, закрепляют его и, приподняв ротор на 3—5 мм, удерживают его на крюке крана. Подводят под ротор домкраты и, установив их на нижней крестовине, принимают на них нагрузку ротора. Снимают хомут, запорное кольцо, обратив особое внимание на маркировку полуколец. Устанавливают приспособление для снятия втулки на конец вала, распрессовывают втулку и снимают ее вместе с приспособлением, измеряют высоту положения сегментов подпятника и снимают их.
Отсоединяют верхнюю крестовину от статора и, застропив, снимают ее. При снятии крестовины вместе с воздухоразделяющим щитом ставят ее на подставки.
Устанавливают на вал хомут и осторожно выводят ротор (рис. 2) из расточки статора, не допуская задевания ротора за статор, и устанавливают ротор на приспособление для его проворота (рис. 3).

Приспособление для проворота ротора
Рис. 3. Приспособление для проворота ротора

Отсоединяют нижнюю крестовину от статора, снимают статор и устанавливают его на ремонтной площадке. Эту операцию проводят при необходимости выполнения работ по перебандажировке нижних лобовых частей и переклиновке пазов обмотки статора. Выполняют при необходимости снятие нижней крестовины с постамента. В некоторых случаях выводят ротор вместе с верхней крестовиной и устанавливают их на две технологические подставки, поставленные друг на друга.
Для подготовки к дефектации и ремонту узлов электродвигателей производится их очистка. Очистку деталей сборочных единиц и электродвигателя от пыли в целом производят сухим сжатым воздухом. Очистку от больших отложений грязи производят деревянными скребками.
При химико-механизированном способе очистки необходимо для удаления пылевых отложений сборочные единицы продуть сжатым воздухом давлением (2—2,5) 105 Па (2—2,5 кгс/см2), затем произвести чистку моющей жидкостью с помощью пневмогидропистолета.
Промывку производят непрерывно, без задержки, сверху вниз, особенно тщательно промывая труднодоступные места. Время воздействия струи моющей жидкости на очищаемую поверхность обычно не превышает 2 мин. В случае большей загрязненности возможно применение щеток. После окончания промывки с целью удаления остатков раствора и подсушки поверхностей производят тщательную повторную продувку объектов очистки сухим сжатым воздухом давлением (2,0—2,5)105 Па (2,0—2,5 кгс/см2).

 
« Порядок и методы проверки соответствия фундаментов   Посадка подшипников качения электродвигателя »
электрические сети