Сборку электродвигателей с подшипниками качения типа АВ-113 и другими выполняют, как правило, в горизонтальном положении в последовательности, обратной разборке.
Сборку электродвигателей с подшипниками скольжения (на примере электродвигателя серии ВДА) выполняют в следующей последовательности.
Устанавливают нижнюю крестовину на постамент, обеспечивая ее горизонтальность. Нижний щит электродвигателя и статор устанавливают на нижнюю крестовину, совмещая панели выводов, штифтуют и крепят его к нижней крестовине болтами, при этом статор выставляют по уровню с точностью до 0,06 мм с контролем в двух точках на взаимно перпендикулярных осях. На нижней крестовине монтируют домкраты, выдерживая размеры, обеспечивающие гарантированный зазор при насадке втулки на вал. Устанавливают и закрепляют хомут на конце вала ротора. За хомут стропят ротор и устанавливают его в вертикальное положение, осторожно заводят в расточку статора и устанавливают на домкраты. Выверяют вертикальность вала ротора с помощью гидравлического уровнемера, размещаемого на торце вала, уклон не должен превышать 0,02 мм/м. В процессе заводки следят за равномерностью воздушного зазора между ротором и статором. После установки ротора хомут снимают, заводят на ротор кольца системы воздухоуплотнения верхней и нижней крестовин.
Верхнюю крестовину после установки на статор согласно маркировке штифтуют и закрепляют болтами. Устанавливают опорные болты подпятника, высота которых должна быть такой же, как и при разборке; Т-образные болты должны быть установлены так, чтобы они не препятствовали регулировке сегментов подпятника. Устанавливают сегменты подпятника, после этого нагревают до 100 °С втулку подпятника, смазывают посадочные места техническим вазелином, устанавливают направляющую шпонку. С помощью специального приспособления нагретую втулку подпятника насаживают до упора на вал. Соблюдая маркировку, устанавливают и закрепляют запорное кольцо. Проверяют плотность прилегания кольца к втулке и валу, при этом щуп толщиной 0,03 мм должен «закусывать» во всех измеряемых точках.
Затем устанавливают и закрепляют на крестовине гнездо верхнего подшипника. Несоосность гнезд подшипников верхней и нижней крестовин относительно общей оси не должна превышать 0,2 мм.
Установив в выточку гнезда подшипника приспособление для монтажа ротора и закрепив на конце вала хомут, краном приподнимают ротор, снимают домкраты и ставят ротор на подпятник. Проверяют воздушный зазор в четырех точках, сдвинутых под углом 90 °С. Допускается несовпадение поперечных осей сердечников ротора и статора на 3 мм.
Приспособление для установки ротора в расточку статора снимают и устанавливают сегменты верхнего направляющего подшипника согласно маркировке, отжимая их к гнезду. При необходимости регулируют зазоры в направляющих подшипниках с помощью прокладок из фольги марки АО или медной ленты марки Ml, помещаемых между изоляционной коробочкой и сегментом направляющего подшипника. Рабочую поверхность направляющего сегмента предварительно смазывают смесью из графита (1 часть) и свиного жира (3 части).
Сегменты подпятника подводят и равномерно прижимают к диску, проверяют уровнем в различных направлениях положение вала. Отклонение показаний уровня должно быть не более 2 делений. Затем устанавливают валоповоротное устройство (ВПУ).
Ротор проворачивают с помощью ВПУ на 90—120°. Если положение уровня не меняется и сегменты подпятника не «ослабли», то операцию по сборке и регулировке подпятника считают законченной. При изменении положения уровня или «ослабления» сегментов регулировку подпятника выполняют в такой последовательности: освобождают три его сегмента, перенося тем самым силу тяжести ротора на три сегмента, расположенных под углом 120°; устанавливают на торец вала (втулки) два индикатора под углом 90°; выставляют по уровню вал в вертикальное положение, регулируя опорные болты трех сегментов; поднимают к диску поочередно отдельные сегменты, следя, чтобы  показания индикаторов были равными и не менялись; поворачивают с помощью ВПУ ротор на 90—120°, при удовлетворительном показании уровня, устанавливаемого на торце вала, регулировку считают законченной и осуществляют контрольную проверку через каждые 45° биения вала по индикатору, расположенному на конце вала; допустимо радиальное биение фланца 0,06, торцевое 0,04 мм.
Изменение показаний уровня выше допустимого предела или «ослабление» сегментов подпятника указывает на некачественную посадку втулки на вал при условии, чтобы сборка втулки, диска и изоляционной прокладки между ними была выполнена строго по технологии.
При необходимости регулируют зазор в направляющих подшипниках с помощью прокладок из фольги или медной ленты марки Ml между сухарем (сферой) и его колодкой. Подшипники регулируют так, чтобы сферическая поверхность сегмента была плотно прижата к пальцам в гнезде подшипника; зазор измеряют щупом по всему периметру сегмента сверху и сбоку; размер одностороннего зазора должен быть в пределах 0,1—0,15 мм.
Устанавливают с помощью приспособления сегменты нижнего направляющего подшипника в соответствии с маркировками и выполняют регулировку узла подшипника так, как указано для верхнего направляющего подшипника. Результаты измерений зазоров заносят в ремонтный формуляр. Устанавливают детали днища маслосборника верхней крестовины и верхнего воздухоразделяющего щита.
Проверяют биение вала по двум индикаторам и если оно не превышает 0,08 мм, то снимают ВПУ и продолжают сборку; если биение превышает допустимое, то выполняют регулировку указанным выше способом или с помощью прокладок между втулкой и диском. Проверяют наличие зазора между насаживаемым на вал ротора кольцом и кольцом уплотнения, закрепляемым на верхней крестовине, допускается зазор 0,5—1,5 мм.
Устанавливают маслоохладители верхней крестовины и соединяют их патрубками; собирают масляную систему двигателя. Устанавливают фланец и тахометр.
Стропят электродвигатель, поднимают его мостовым краном и перевозят на рабочее место; заполняют масляные ванны маслом, контролируя его уровень по смотровому стеклу УЖИ.
Монтируют электродвигатель на рабочем месте и проверяют правильность его установки. Испытывают систему маслопровода совместно с маслоохладителями гидравлическим давлением 2,5-105 Па в течение 10 мин. Проводят электрические испытания в соответствии с требованиями «Норм испытания электрооборудования».
Заливают масло в масляную ванну. Марка масла — турбинное 22; уровень заливки масла регулируется по отметке на смотровом стекле маслоуказателя; подключают внешнюю систему масло- и воздухопровода. Перелив масла выше верхней отметки недопустим.
Включают электродвигатель на время, необходимое для достижения частоты вращения, равной 30—40 % номинальной, чтобы убедиться в его нормальной работе, отсутствии чрезмерных вибраций и других дефектов. Вибрация электродвигателя, измеренная на фланце верхней крестовины, на холостом ходу должна быть не более 0,08 мм. При повышенной вибрации проводят добалансировку ротора в собственных подшипниках грузиками, устанавливаемыми на маховик. Включают электродвигатель на холостой ход при номинальной частоте вращения, он должен работать до стабилизации температуры обмоток и подшипников, продолжительность испытания не менее 6 ч.
Измеряют ток холостого хода: его значение не должно превышать 10 % измеренного перед ремонтом.
Проверяют, нет ли утечек масла по указателям УЖИ.
Готовят электродвигатель для испытания под нагрузкой, соединяя его с приводным механизмом, испытывают электродвигатель под нагрузкой 48 ч. Перед его включением измеряют вибрацию под нагрузкой виброметром с точностью не ниже 0,01 мм на верхней крестовине в трех направлениях.
Прием электродвигателя после ремонта производят по акту, при этом оформляют записью в формуляре соответствие технического состояния электродвигателя требованиям нормативно-технической документации.
К выпускаемому из ремонта электродвигателю ремонтное предприятие прилагает в обязательном порядке акт и протокол испытаний.