Содержание материала

Глава 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ2
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Предприятие оправдывает свое существование тем, что получает прибыль за счет реализации своей продукции, т. е. вполне покрывает свои расходы. Данным экономическим принципом определяется реализуемость любого проекта, особенно при создании крупных объектов, требующих больших вложений, например электрических станций. Их создание невозможно без технического и экономического анализа.
Технический проект содержит расчеты конструкции станции, эффективности ее работы, ресурса систем, сроков строительства и т. п. При экономическом анализе определяется стоимость сооружения и эксплуатации в течение времени жизни станции. Технические и экономические расчеты должны привести к единому технико-экономическому обоснованию проекта, поэтому они должны быть хорошо согласованы друг с другом. Если техническая часть будет превалировать над экономической, объект может получиться хорошо сконструированным, но экономически неоправданным. Крен в экономическую сторону опасен тем, что первоначально дешевая продукция в будущем обернется нерентабельным производством. Поэтому важно достичь одинаковой глубины технического и экономического понимания задачи. Данная глава посвящена чисто экономической стороне дела.
Предметом нашего анализа является атомная станция, вырабатывающая электроэнергию. Следовательно, важно знать среднюю цену электроэнергии, поскольку этим будет определяться годовой доход и возможность покрыть расходы. Установление этой цены является трудной задачей, потому что затраты на сооружение электростанции соответствуют отрезку времени в несколько десятков лет. Можно выделить следующие виды этих затрат:

  1. стоимость капитального строительства, определяемая расходами за время строительства;
  2. стоимость топлива, оплачиваемого за время эксплуатации;
  3. эксплуатационные расходы за время жизни станции;
  4. налоги, зависящие от участия частных предприятий;
  5. другие расходы, зависящие от коммерческих мероприятий.

2 Глава подготовлена П. Овеном и Р. Омбсргом, сотрудниками фирмы «Вестингауз» (Ханфорд).

Капитальная и топливная составляющие обычно являются доминирующими и сильно зависят от проекта. Например, имеется большая разница в реализации традиционного проекта ЛВР и современного быстрого реактора. Стандартный вариант ЛВР без переработки топлива имеет сравнительно низкую капитальную составляющую стоимости. Однако его топливная составляющая непрерывно растет с ростом цены на уран. Напротив, в проекте БР капитальная составляющая велика, а топливная составляющая нечувствительна к цене на уран.
Для оценки средней стоимости электроэнергии в каждом из этих двух случаев необходим единый метод учета тех и других затрат. Так как капитальные затраты относятся к периоду строительства, а топливные — ко всему времени жизни станции, нужен способ сравнения расходов в разные времена. Соответствующий метод расчета изложен в следующем параграфе.