Обычно расчет главной изоляции производится в два этапа — на первом этапе выполняется оценочный расчет, по которому ориентировочно выбираются основные размеры главной изоляции, размеры масляных каналов, число и расположение барьеров. Этот расчет производится по расчетному напряжению, которое выбирается на основании испытательных напряжений.
На втором этапе для выбранной конструкции изоляции производится уточненный расчет напряженностей электрического поля в первом масляном канале (ближайшем к обмотке) путем расчета электрического поля обмотки при всех видах испытательных напряжений с учетом распределения напряжения по обмотке. Расчет выполняется отдельно для зоны середины и края обмотки.
Полученные величины воздействующих напряженностей сравниваются с допустимым значением напряженности поля для данного размера канала. При установлении величины допустимой напряженности поля должны учитываться следующие обстоятельства.
Зависимости построены по значениям повреждающего напряжения при относительно небольшом количестве опытов, поэтому при переходе к допустимому значению напряженности поля должен быть введен поправочный коэффициент, учитывающий это обстоятельство.
Модели маслобарьерной изоляции, на которых проводились исследования электрической прочности канала у обмотки, имели небольшие объемы, поэтому при переходе к большим объемам масла это также должно быть уточнено введением поправочного коэффициента.
Должен быть введен коэффициент, учитывающий снижение прочности из-за непредвиденных отклонений в трансформаторе.
С учетом всех оговоренных выше факторов, интервал между величиной допустимой напряженности поля и ее минимальной пробивной величиной установлен равным 15%.
При оценке запасов электрической прочности при воздействии полного грозового импульса необходимо обращать особое внимание на правильный учет влияния распределения напряжения по обмотке на результирующую напряженность поля в масляном канале, т. е. расчет поля должен производиться применительно к двум моментам времени — максимального градиента на ближайшем к середине обмотки масляном канале и максимального потенциала во входной зоне (внутренних переходах).
Должна определяться также напряженность вдоль поверхности рейки, прошивающей обмотку в зонах максимального градиента. Эта напряженность также должна сравниваться с допустимой величиной напряженности по поверхности. Если коэффициент запаса недостаточен (меньше 1), то должны быть приняты меры для снижения воздействующей напряженности.