Электрическая прочность концевой изоляции определяется рядом факторов: видом примененной главной изоляции, соотношением расстояний обмотка-обмотка и обмотка-ярмо (прессующее кольцо), величиной масляного зазора у емкостного кольца.
Сопоставление характеристик электрического поля в масляном канале у емкостного кольца в концевой изоляции класса напряжения 110—330 кВ с соответствующими характеристиками поля в радиальном масляном канале у обмотки в средней части показывает, что степени неоднородности этих полей достаточно близки, а именно коэффициент использования в обоих случаях лежит в пределах 0,5^0,7.
Однако имеется и некоторое отличие, состоящее в том, что зона повышенной напряженное ги в радиальном масляном канале в средней части обмотки более ограничена, чем в масляном канале у края обмотки, т. е. при прочих равных условиях значение напряженного объема на краю обмотки должно быть больше, чем в средней части. Это обстоятельство может привести к более низкой электрической прочности масляного канала на краю обмотки, чем в середине.
Результаты испытания крупномасштабных моделей концевой изоляции подтвердили это предположение. Для всех видов испытательных воздействий электрическая прочность масляного промежутка у края обмотки несколько ниже, чем электрическая прочность масляного канала такой же ширины в средней части обмотки. Так что снижение при одноминутном воздействии напряжения промышленной частоты составляет около 15%, при грозовом импульсе = 10%.
При проектировании концевой изоляции необходимо иметь в виду следующее:
1. Значение масляного зазора у емкостного кольца должно быть минимально возможным по конструктивным и технологическим соображениям. Уменьшение канала у емкостного кольца может быть достигнуто путем применения формованных угловых шайб, повторяющих форму емкостного кольца.
2. Форма емкостного кольца должна выбираться такой, чтобы обеспечить максимальное увеличение степени однородности поля в масляном канале у края обмотки, однако при этом следует заботиться о том, чтобы при изменении формы кольца не увеличивалась ширина, прилегающего к обмотке масляного канала.