Вводы на напряжения до 35 кВ включительно (рис. 1) представляют собой фарфоровый изолятор 1 цилиндрической формы, внутри которого проходит медный токоведущий стержень 2 с резьбой на концах (шпилька). При классе напряжения 35 кВ изолятор заполнен маслом — общим с трансформатором. Это так называемая маслоподпорная конструкция ввода. При классах напряжения ниже 35 кВ внутренняя полость изолятора заполнена воздухом. Шпилька ввода 35 кВ изолирована бумажно-бакелитовой трубкой с толщиной стенки 6— 8 мм. На верхнем торце изолятора армирован металлический колпак 3. Между колпаком и торцом изолятора установлена резиновая шайба. Промежуток между цилиндрической частью колпака и фарфором заполнен магнезиальным цементом 5. Токоведущий стержень проходит в отверстие колпака и спаян с ним. На нижнем торце изолятора установлены шайбы: изоляционная 6 из гетинакса или электрокартона и металлическая 7.
Рис. 1. Армированный ввод на 10 кВ.
1 — фарфоровый изолятор; 2 — токоведущая шпилька (стержень); 3— колпак металлический; 4, 9—шайбы резиновые; 5 — магнезиальный цемент; 6 — шайба гетинаксовая (или электрокартонная); 7 —шайба металлическая (латунная); 8 — гайка латунная; 10 — металлический литой фланец.
Они закреплены гайкой, навинченной на шпильку. В средней части фарфорового изолятора имеется прилив, которым изолятор опирается через резиновую шайбу 9 на торец металлического литого фланца 10.
Наружная поверхность изолятора на уровне фланца делается рифленой, неглазурованной. Промежуток между изолятором и внутренней поверхностью фланца заполняется магнезиальным цементом. Рифленая поверхность изолятора улучшает соединение фарфора с цементом. Если ввод необходимо установить наклонно, применяют наклонный фланец. Фланец закрепляют на крышке трансформатора гайками на шпильках, приваренных к крышке, или болтами, если фланец ввода закрепляется на специальном фланце или обойме, приваренным к крышке. Фланцы имеют резьбу под болты.
Вводы на класс напряжения 35 кВ заполняют маслом из бака трансформатора. Масло входит во внутреннюю полость изолятора через вырез в изоляционной шайбе на нижнем торце изолятора. Верхний колпак имеет отверстие, закрытое пробкой, которую открывают для выхода воздуха из изолятора при заполнении ввода маслом. Как только масло покажется в отверстии колпака, пробку закрывают. В процессе работы трансформатора ввод остается заполненным маслом независимо от колебаний уровня масла в расширителе трансформатора.
Контактное присоединение к вводам как наружной шины, так и отвода обмотки является болтовым. Для контактных частей ввода в масле допускают превышение температуры над температурой масла, равное 15°С. При превышении температуры масла в верхних слоях над температурой окружающего воздуха, равном 55— 60°С, превышение температуры нижних контактных частей составляет 70—75°С, а допустимое превышение 92 температуры наружных контактных частей над температурой окружающего воздуха принимают равным 60°С.
Определение допустимых токов вводов с учетом того, что допустимые превышения температуры контактов не будут превзойдены, было сделано опытным путем, так как рассчитать это практически невозможно. Была получена следующая шкала номинальных токов и диаметров токоведущих шпилек:
Ток, А 275 400 600 800 1200 1400 2000
Диаметр резьбы шпильки. ... М12 М16 М20 М24 М30 2M33XU5 2М42Х2'
При токе более 600 А верхняя часть токоведущей шпильки расплющена в плоскую лопатку, к которой внешняя шина прикрепляется стальными оцинкованными болтами: при токе до 800 А — двумя, при токе более 800 А — четырьмя.
В эксплуатации иногда возникает необходимость заменить поврежденный фарфоровый изолятор. Конструкция армированных вводов такова, что в этом случае приходится заменять весь ввод, так как изолятор скреплен цементом с колпаком и с фланцем, а токоведущая шпилька припаяна к колпаку. Замена ввода в трансформаторах I—III габаритов с расширителем требует подъема активной части. Замена вводов в трансформаторах IV габарита и выше производится при частичном сливе масла из бака трансформатора. В этом случае отсоединяют токоведущую шпильку от отвода обмотки и присоединяют к отводу шпильку нового ввода через специально предназначенные для этой цели люки на крышке трансформатора. Перед заменой ввода перекрывают кран в маслопроводе расширителя.
Замена армированных вводов в эксплуатации представляет значительные трудности. В настоящее время все более широкое применение находят съемные вводы. При этой конструкции можно заменить поврежденный изолятор без подъема активной части и без использования люка на крышке трансформатора.