Содержание материала

Установка крышки

Скомплектованную крышку трансформатора III габарита с помощью специального приспособления поднимают подъемным краном и перевозят к активной части трансформатора. Крышку постепенно опускают так, чтобы подъемные шпильки вошли в отверстия, одновременно направляя отводы с впаянными токоведущими шпильками вводов в фарфоровые изоляторы. Па верхние концы подъемных шпилек надевают шайбы, навинчивают гайки и подъемные кольца, после чего шпильки окончательно закрепляют на верхних ярмовых балках (см. рисунок 3). Для этого затягивают до отказа гайки 2 на нижних концах шпилек, а затем раскернивают их резьбу, что препятствует ослаблению затяжки.

У трансформаторов I и II габаритов закрепляют болты, крепящие к верхним ярмовым балкам подъемные угольники с установленными подъемными шпильками. В этом случае гайки затягивают до отказа и закрепляют их замковыми шайбами. В некоторых конструкциях трансформаторов активная часть связана с крышкой стальными пластинами, приваренными к крышке и верхним ярмовым балкам (см. рисунок 1). Крышку закрепляют горизонтальными шпильками и гайками.

Подготовка активной части к установке в бак

Закрепив крышку на активной части, приступают к сборке вводов, токопроводящие шпильки которых припаяны к отводам. Надевают на токопроводящую шпильку резиновую прокладку, колпак и нажимную втулку (согласно чертежу ввода). Навернув на шпильку гайку, затягивают ее гаечным ключом. Аналогично комплектуют все вводы ВН и ПН.

Очень важно аккуратно и правильно присоединить регулировочные ответвления обмоток ВН к зажимам переключателя ответвлений, выдержав все изоляционные расстояния, указанные на чертеже. К вводам, установленным на крышке, снизу подсоединяют контактные части отводов (компенсаторы) и надежно их закрепляют. Компенсаторы должны быть подсоединены без натягов и провисаний. Устанавливают на крышку привод переключающего устройства и вал-штангу. Привод прокручивают, проверяя при этом соответствие контактов переключателя положению указателя (стрелки привода). Активную часть продувают сжатым воздухом, а вводы еще раз протирают сухими текстильными концами.

Подготовку активной части к опусканию заканчивают проверкой состояния ее изоляции вместе с отводами, присоединенными к переключателю и вводам. Мегомметром на напряжение не менее 1000 В проверяют качество заземления активной стали магнитопровода, ярмовых балок, прессующих колец, а затем состояние изоляции обмоток НН и ВН между собой и относительно заземленного корпуса. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм. При меньшем сопротивлении устанавливают причину и устраняют дефект.

Низкое сопротивление изоляции ввода обычно свидетельствует о загрязненности его поверхности; после ее промывки и протирки сопротивление, как правило, поднимается. Наиболее частые причины низкого сопротивления изоляции обмоток следующие: увлажнение изоляции обмоток в результате длительного пребывания активной части на воздухе или неправильно проведенной сушки активной части; повреждение электрокартонного цилиндра обмотки НН у трансформаторов I и II габаритов; недоброкачественный фарфоровый изолятор одного из вводов.

Для определения причины низкого сопротивления изоляции обмоток отсоединяют отводы от вводов и проверяют раздельно сопротивление изоляции тех и других относительно корпуса. Чтобы установить дефектную фазу обмотки, распаивают звезду на обмотке НН и измеряют пофазно сопротивление изоляции. Выявленные дефекты устраняют. Сопротивление изоляции проверяют мегомметром вторично.

Установка активной части в бак

Активную часть поднимают на небольшую высоту мостовым краном за подъемные кольца, навернутые на верхние концы подъемных шпилек, или за подъемные скобы (серьги), приваренные к крышке, и устанавливают на подставки. Опорные планки магнитопровода протирают, закрепляют болтами и гайками. Гайки кернят в трех местах.

После осмотра активную часть опускают в бак. Прежде всего, необходимо убедиться, что активная часть правильно ориентирована по отношению к баку. Эту операцию выполняют очень осторожно. Иногда бывает достаточно незначительно качнуть активную часть в какую-нибудь сторону, чтобы она свободно опустилась в бак.

Опустив активную часть в бак, регулируют ее высоту путем небольшого натяжения верхних гаек 5 (см. рисунок 2) на подъемных шпильках. Затем, подняв активную часть на расстояние 400—500 мм от рамы, отвертывают верхние гайки на шпильках приблизительно на один оборот и затягивают до отказа нижние гайки 2 под крышкой. После этого каждую гайку кернят в трех местах. Правильная установка по высоте активной части в баке имеет большое значение для эксплуатации трансформатора и особенно для его перевозки по железной дороге.

Активную часть с установленной крышкой медленно и осторожно опускают в бак. При этом на расстоянии 100—150 мм от рамы бака в отверстия для болтов на противоположных концах крышки вставляют две конусные технологические оправки длиной 300 мм, которыми стараются «поймать» соответствующие отверстия в раме бака. Направляя с помощью оправок крышку, добиваются совпадения отверстий в крышке и раме. Обычно все отверстия совпадают; не совпадают они только при перекосе стенок, вызванном неправильным зачаливанием бака при перевозке.

Во все совпадающие отверстия вставляют болты, а в одно из отверстий в крышке, которое не полностью совпадает с отверстием в раме, вставляют оправку так, чтобы ее конусная часть вошла в отверстие в раме. Ударами кувалды стараются загнать оправку возможно дальше в раму, тем самым несколько натягивая ее, что дает возможность вставить болты в ранее не совпадающие отверстия. На установленные болты навертывают гайки и затягивают их равномерно по всему периметру бака электрическим или пневматическим гайковертом. Гайки можно затягивать также ключами с большим плечом.

Уплотнение крышки и рамы бака должно быть надежным. После установки активной части трансформатора в бак свертывают с подъемных шпилек подъемные кольца и гайки. Под шайбы укладывают асбестовый шнур, пропитанный лаком МЛ-92, что создает достаточное уплотнение отверстий в крышке. Навертывают на концы шпилек гайки и затягивают их до отказа, обеспечивая требуемое нажатие на асбестовый шнур. На одну из подъемных шпилек надевают провод заземления, который болтом прикрепляют к крышке и раме бака. На подъемные шпильки устанавливают подъемные кольца.

На расширителе устанавливают и уплотняют съемное дно или заглушку. К дну расширителя прикрепляют скомплектованный маслоуказатель. В трансформаторах I и II габаритов расширитель закрепляют непосредственно на крышке (в некоторых конструкциях трансформаторов II габарита через переходные угольники). В трансформаторах III габарита расширитель закрепляют на кронштейнах, с помощью которых его устанавливают на крышке. Под фланец соединительной трубы расширителя подкладывают резиновую шайбу и равномерно затягивают гайки. На крышке трансформаторов III габарита устанавливают и закрепляют предохранительную трубу и соединяют ее с расширителем.

Заводской номер трансформатора выбивают на крышке со стороны вводов ВН около фазы А, а также на приваренной к баку пластине для закрепления заводского щитка. В трансформаторах мощностью 160 кВА и выше термосифонный фильтр заполняют силикагелем КСК. В новых конструкциях трансформаторов устанавливают термосифонный фильтр, встроенный в радиатор, и заполняют его силикагелем той же марки.

Заливка трансформатора маслом

После внешнего осмотра собранный трансформатор заполняют трансформаторным маслом.

Трансформаторы I и II габаритов заполняют маслом через отверстие на крышке для установки гильзы для термометра. Заливку маслом прекращают, когда бак трансформатора залит полностью. На крышке устанавливают и уплотняют гильзу для термометра. Масло доливают через верхнюю пробку расширителя до уровня середины расширителя.

Трансформаторы III габарита заливают маслом через нижний кран. Предварительно вывертывают верхнюю пробку и открывают кран расширителя. По мере заполнения бака маслом воздух свободно удаляется через отверстие в расширителе. Во время заливки внимательно следят за маслоуказателем расширителя, так как никаких других указателей уровня масла в трансформаторе нет. Масло прекращают заливать, когда его уровень достигает примерно 2/3 расширителя. Все места уплотнений и сварные швы баков трансформаторов I—III габаритов тщательно протирают текстильными концами.

Уровень масла в расширителе, герметичность сварных швов и уплотнений проверяют внешним осмотром трансформаторов I и II габаритов через 2 ч, трансформаторов III габарита — через 10 ч. Если за это время не обнаруживают течь, трансформатор доставляют на испытательную станцию для электрических испытаний.