Сборка трансформатора — одна из самых ответственных работ, она доверяется наиболее квалифицированным рабочим, имеющим большой опыт слесарно-монтажных и такелажных работ.
Сборке предшествует подготовка всех узлов. При индивидуальном ремонте детали и узлы трансформатора не обезличивают, поэтому их доставляют к месту сборки согласно прикрепленным к ним биркам с ремонтным номером собираемого трансформатора. Все детали и узды должны быть отремонтированы, проверены, а при необходимости и испытаны.
На сборочной площадке устанавливают бак. Бак стараются подготовить к моменту, когда заканчивается сушка активной части, если она производится в стационарной печи. Если сушка выполняется в собственном баке, то бак ремонтируют до сушки. Это решают на каждом предприятии, исходя из местных условий. Если активную часть сразу после сушки заливают маслом, она может стоять в масле продолжительное время, ожидая ремонта других узлов трансформатора.
Активную часть перед установкой в бак ревизуют и отделывают.
При сушке активной части после ремонта с заменой обмоток бумажная изоляция «усыхает», т. е. несколько уменьшается в объеме, и прессовка обмоток ослабевает. Поэтому после сушки их обязательно подпрессовывают. Для этого ослабляют стяжные шпильки верхнего ярма магнитопровода, подтягивают гайки вертикальных шпилек и затем затягивают контргайки, а гайки шпилек ярма затягивают и раскернивают. Иногда после этого требуется дополнительная расклиновка.
Подтягивают также и другие резьбовые соединения — крепления отводов, переключателя ответвлений, который сушился вместе с активной частью.
При ревизии активной части проводят некоторые промежуточные испытания.
Измеряют мегомметром сопротивление изоляции обмоток ВН и НН и определяют коэффициент абсорбции R60/R15.
Испытывают приложенным напряжением в течение 1 мин электрическую прочность изоляции стяжных шпилек относительно активной стали и ярмовых балок магнитопровода; испытание проводят постоянным током — мегомметром 2500 В — или от стационарной установки переменным током напряжением 2000 В.
Проверяют мегомметром наличие заземления активной стали и всех ярмовых балок магнитопровода (металлических).
Если активная часть конструктивно связана с крышкой, одновременно с отделкой производят сборку. Устанавливают отремонтированную крышку с вводами и переключающим устройством и подсоединяют отводы. При установке крышки заменяют сальниковую набивку (рисунок 1). Кроме того, проверяют и при надобности регулируют длину каждой шпильки от ярмовой балки до крышки, измеренную при дефектировке, так как в противном случае активная часть будет ненадежно закреплена в баке; при меньшей длине активная часть не достанет до дна бака и «повиснет» на крышке, при большей длине крышка при уплотнении будет коробиться, что недопустимо из-за механических перенапряжений.
1 — подъемное кольцо; 2 — верхняя гайка; 3, 8 — шайбы; 4 — сальниковая набивка; 5 — крышка трансформатора; 6 — подъемная шпилька: 7 — нижняя гайка
Рисунок 1 - Уплотнение подъемной шпильки
Активную часть современного или модернизированного трансформатора устанавливают в бак сразу после ревизии, собирают узлы крепления активной части в баке и сразу устанавливают крышку. Если заливку трансформатора маслом производят на сборочной площадке, то можно залить бак маслом до уровня верхнего ярма или реечного переключателя ответвлений.
Уплотнение между крышкой и бортом рамы бака как правило всегда заменяют. Исключение составляют трансформаторы, проработавшие после выпуска с завода или после ремонта сравнительно недолго и попавшие в ремонт после аварии. Резиновое уплотнение допускается использовать в виде длинной полосы, при этом стыки полосы склеивают и размещают между отверстиями рамы бака (рисунок 2).
Рисунок 2 - Соединение концов резиновой прокладки встык
После установки крышки и заливки активной части маслом монтируют все наружные узлы, в том числе и расширитель, а затем уже через пробку в расширителе доливают масло до нормального уровня. Очень часто доливку масла в трансформатор совмещают с контрольным испытанием его на герметичность. Для этого в пробку расширителя или крышки устанавливают трубу с воронкой (рисунок 3), уплотняют ее и заливают маслом. Высота уровня масла в воронке над крышкой составляет для трансформаторов с трубчатыми и гладкими баками 1,5 м, а с волнистыми и радиаторными — 0,9 м; высота над верхней точкой расширителя составляет соответственно 0,6 и 0,3 м. Предварительно внутреннюю трубу воздухоосушителя сверху уплотняют заглушкой. Такой уровень масла выдерживают в течение 3 ч. Если за это время не обнаруживаются просачивания и утечки масла, то бак считают выдержавшим испытание. Если возникшие течи удалось устранить подтяжкой уплотнений, то с этого момента выдерживают этот уровень масла 3 ч и на этом испытание заканчивают. Заглушку из воздухоосушителя вынимают и через сливную пробку сливают излишки масла до нормального уровня в расширителе. При этом наблюдают за работой маслоуказателя. Если он исправен и сообщается с расширителем обоими патрубками, то уровень масла в стекле понижается плавно, без срывов и всплесков.
Рисунок 3 - Испытание трансформатора на герметичность
Сорбент в воздухоосушитель при сборке трансформатора на электроремонтном предприятии засыпать не рекомендуется. Трансформатору предстоит транспортировка на место установки, при которой масло все равно попадет вовнутрь воздухоосушителя и находящийся там сорбент будет испорчен. Поэтому высушенный и подготовленный к засыпке в воздухоосушитель сорбент как основной, так и индикаторный следует упаковать в герметичную тару (полиэтиленовый мешок) и отправить заказчику с тем, чтобы он был засыпан после установки трансформатора на подстанции перед включением последнего в сеть.