При любом виде ремонтных работ с подъемом активной части разбирают трансформатор и в процессе разборки производят его дефектировку, т. е. выявляют комплектность и состояние как трансформатора в целом, так и отдельных его узлов и деталей, а также характер аварии и ее причину. Для ориентировки в приложении приведены основные типичные виды повреждений трансформаторов, их признаки, возможные причины и способы выявления.
Результаты дефектировки заносят в ведомость осмотра и дефектировки, которая имеется в каждой ремонтной организации. На основании данных дефектировки уточняют характер и объем ремонта трансформатора.
Внешний осмотр и установление комплектности мощных силовых трансформаторов
Прежде чем разбирать и дефектировать наружные части трансформатора, производят тщательный внешний осмотр как трансформатора в целом, так и его отдельных частей. При этом обращают внимание на конструктивные особенности и состояние каждой части трансформатора. Прежде всего знакомятся с паспортом и со всей технической и эксплуатационной документацией трансформатора и устанавливают его комплектность. На все недостающие части составляют отдельный список, который прикладывают iK ведомости осмотра и дефектировки.
При осмотре как трансформатора в целом, так и его отдельных частей проверяют, нет ли загрязненности, течи масла, механических повреждений (пробоины, вмятины, трещины, коробления), ржавчины; проверяют состояние уплотнений и крепежных деталей, масло- мерного стекла, мембраны, мест сварки и креплений, исправность кранов и пробок; устанавливают необходимость покраски.
При осмотре вводов обследуют состояние шпилек (обгар, срыв резьбы), фарфорового изолятора (сколы, трещины, следы разрядов по поверхности, загрязнение); проверяют, нет ли течи масла через уплотнения, армировку, шпильки, нет ли внутренних повреждений в изоляторе (если отсутствуют внутренние повреждения, при легком постукивании по изолятору звук получается чистым и звонким, при наличии повреждений — звук тупой).
При осмотре ручного привода .переключателя барабанного типа классов изоляции 35 и 110 кВ, смонтированного на крышке, обращают внимание на отсутствие внешних повреждений, течи (масла во фланце и т. д.
У трансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой (РПН), оборудованных переключающим устройством типа РНТ с разрывом тока через реактор, а также с быстродействующими контакторами и токоограничивающими активными сопротивлениями (например, типа PC) осматривают приводной механизм (состояние контактов, мальтийских шестерен и других частей механизма, наличие смазки в масленках и подшипниках приводного механизма). Кроме того, осматривают все другие части переключающего устройства, расположенные снаружи и доступные для осмотра.
Если позволяет состояние привода, то, чтобы убедиться в его работоспособности, производят все переключения в прямом и обратном направлении, предварительно ознакомившись с инструкцией по эксплуатации переключателя.
При осмотре приборов защиты и контроля (газовое реле, термометрический сигнализатор, термометр и др.) обращают внимание на отсутствие внешних повреждений и течи масла. В дальнейшем после съема каждого прибора и его осмотра прибор отправляют в лабораторию для проверки и испытания.
При осмотре охлаждающих устройств обследуют дутьевые вентиляторы и их двигатели, а при системе ДЦ — также охладители и маслопроводы, проверяя, нет ли загрязненности, каково состояние уплотнений и т. д. При системе масляно-водяного охлаждения типа Ц обследуют все элементы системы — задвижки, насосы, водяные маслоохладители (колонки), воздухоотделители, адсорберы, фильтры, приборы, трубопроводы, сигнальные устройства и т. д.
При осмотре термосифонных фильтров и воздухоосушителей проверяют состояние сорбента и устанавливают, есть ли необходимость в перезарядке фильтров (проверяют лабораторным испытанием адсорбционные свойства пробы сорбента. Индикаторный силикагель воздухоосушителя, пропитанный хлористым .кобальтом, в сухом виде имеет голубую окраску, а увлажненный — розовую; в последнем случае его восстанавливают или заменяют). Кроме того, обращают внимание на состояние наружных частей фильтров (отсутствие внешних повреждений, течи масла, ржавчины снаружи и внутри и т. д.).
В конце внешнего осмотра измеряют мегомметром 2500 в сопротивление изоляции обмоток между собой и по отношению к корпусу, чтобы уточнить состояние отдельных частей трансформатора, а также характер самих повреждений.
Как известно, при измерении сопротивления изоляции обмотки заземляют все другие обмотки и корпус. Показания мегомметра отсчитывают при измерении через 15 и 60 сек после начала измерения. Отношение сопротивлений — называется коэффициентом
R60/R15
абсорбции, он служит одним из показателей увлажненности обмоток (удовлетворительное значение при температуре 10—30° С при напряжении 35 кВ и ниже — не менее 1,3, при напряжении 110 кВ и выше—не менее 1,5). Значение сопротивления изоляции, отсчитанное через 60 сек, принимают за сопротивление изоляции обмотки по отношению к корпусу или другой обмотке при данной температуре, которая должна быть предварительно установлена перед началом измерения мегомметром.
Сопротивление изоляции не нормируется, однако инструкциями по контролю состояния изоляции для трансформаторов классов напряжения до 110 кВ включительно устанавливаются наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции R60 обмоток трансформатора в масле (табл. 1).
Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции R60 обмоток трансформатора в масле
Класс напряжения обмоток ВН | Мощность трансформатора | Сопротивление изоляции Мом, при температуре обмоток, С | ||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | ||
До 35 кВ включительно | Менее 10 000 ква | 450 | 300 | 200 | 130 | 90 | 60 | 40 |
10 000 ква и более | 900 | 600 | 400 | 260 | 180 | 120 | 80 | |
110 кВ | Независимо от мощности | 900 | 600 | 400 | 260 | 180 | 120 | 80 |
Примечание. Значения R60 относятся ко всем обмоткам данного трансформатора.