Многие мелкие ремонтные предприятия или подразделения производят ремонт трансформаторов I—II габаритов без окраски.
Такой ремонт не удовлетворяет современным требованиям к отремонтированным трансформаторам. Окраска металлических поверхностей придает любому изделию эстетичный внешний вид и защищает поверхности от коррозии и от вредных воздействий окружающей среды, атмосферных осадков и веществ, которые могут на них попасть.
Окраска внутренних поверхностей обязательна только у расширителей. Несмотря на перевод трансформаторов I—II габаритов на полугерметичную конструкцию благодаря установке воздухоосушителей, абсолютной гарантии от попадания влаги вместе с воздухом внутрь расширителя это не дает. Из-за какой-нибудь мелкой неисправности или по недосмотру обслуживающего персонала, например из-за несвоевременной замены увлажненного сорбента в воздухоосушителе, влага может попадать в расширитель и способствовать интенсивной коррозии верхней части его внутренней поверхности. Еще более интенсивно корродирует внутренняя поверхность крышки у трансформаторов, не имеющих расширителей, так как там больше температурные перепады. Поэтому эти поверхности необходимо окрашивать специальной антиконденсационной эмалью ФЛ-03К или ФЛ-03КК. Этой же эмалью должны быть покрыты наружные и внутренние поверхности труб воздухоосушителя перед их приваркой при модернизации расширителей. Алюминиевые детали воздухоосушителя (фасонная гайка) покрывают эмалью ФЛ-03Ж.
Антиконденсационную эмаль можно приготовить из обычной эмали или лака (например, № 1201), добавив к 100 ч эмали или лака 10 ч (по массе) пробковой крошки. Смесь быстро густеет, поэтому ее надо быстро использовать. Окрашивают кистью, положив крышку внутренней стороной вверх, а расширитель — вверх соединительным патрубком. После 20-минутной выдержки на воздухе эмаль просушивают в сушильном шкафу при 85—90°С в течение 30 мин или на открытом воздухе в течение 4—6 ч.
Внутреннюю поверхность баков и термосифонных фильтров на трансформаторных заводах раньше покрывали маслостойкими эмалями или грунтовками. Теперь их не красят, но все металлические поверхности покрывают гальваническим азотированием. Поэтому и при ремонте баки и термосифонные фильтры, если они не подвергались сварочным работам, внутренней окраске не подлежат. Места, где производились электро- или газосварка, подкрашивают кистью или пульверизатором.
Особого внимания заслуживает наружная окраска трансформатора. Она производится антикоррозионными, атмосферостойкими и маслостойкими эмалями светлых тонов. Наиболее употребительны эмали 624с и ВЛ-515.
Технология наружной окраски зависит от мощности (производительности) электроремонтного предприятия и от места этой операции в общем технологическом процессе ремонта на данном предприятии. Самый распространенный метод окраски — пульверизатором от компрессора или от сети сжатого воздуха.
Перед покраской трансформатора с помощью пульверизатора проводят соответствующую подготовку. Она заключается не только в тщательной очистке поверхности от грязи, коррозии, старой отслаивающейся краски и масла. Перед покраской необходимо защитить от попадания краски следующие детали: фарфоровые изоляторы вводов, привод переключающего устройства, стекло маслоуказателя, табличку паспортных данных и контактную часть заземления бака. На элементы, расположенные на крышке трансформатора, надевают цилиндрические колпаки, а стекло маслоуказателя, табличку и болт заземления на баке защищают промасленной бумагой.
Для высокопроизводительных электроремонтных предприятий разработан метод окраски собранных трансформаторов I—II габаритов аналогично применяемому на крупных промышленных предприятиях, выпускающих массовую продукцию, — это метод окунания. Для окраски этим методом рекомендуется специальная покрасочная камера.
После окраски и высыхания всех поверхностей трансформатора производят его маркировку. Она заключается в нанесении всех знаков и обозначений согласно стандартам и техническим условиям. На дне расширителя наносят риски уровней масла. На крышке возле каждого ввода наносят его обозначение: А, В, С, a, b, с и 0. Возле привода переключающего устройства наносят римскими цифрами против указателя на рукоятке в фиксированных положениях их номера. На доступной боковой стенке бака значком «+ЦТ» обозначают положение центра тяжести трансформатора. Для этого, чтобы правильно его нанести, нужно перед покраской замерить расположение значка, нанесенного на заводе-изготовителе. И, наконец, возле болта заземления ставят значок ╧ или наносят надпись «Земля».
Все эти надписи и значки наносят такой же несмываемой эмалью, какой окрашен бак трансформатора, но контрастного цвета, например черною (ПФ-133, бывшая ФСХ-25) или красно-коричневого (ХСЭ-26). Надписи наносят кистью четкими большими буквами, цифрами и значками, хорошо видимыми при обслуживании трансформатора. К маркировке также относится заполнение таблички паспортных данных.