Одним из основных направлений совершенствования конструкции трансформаторов, определяющих объем монтажных работ, является повышение заводской готовности отправляемых с завода трансформаторов, уменьшение в связи с этим объемов работ на монтажной площадке, повышение качества их выполнения. Важную роль в этом направлении имеют следующие мероприятия.
1. Применение большегрузных железнодорожных транспортеров, позволяющее отгружать практически все типы трансформаторов (кроме нескольких сверхтяжелых типов) залитыми маслом в собственных баках, что существенно улучшает условия сохранения изоляции при транспортировке и хранении трансформаторов.
2. Уменьшение объема работ, требующих разгерметизации трансформатора. Следует отметить, что выполненные ранее работы по отмене обязательного осмотра (ревизии) активной части трансформатора значительно упростили ведение монтажных работ, упразднили такие сложные операции при монтаже, как подъем активной части или колокола бака. В настоящее время разработаны конструктивные мероприятия, позволяющие устанавливать высоковольтные вводы 110—330 кВ без слива масла из бака трансформатора, что значительно упрощает монтажные работы, существенно улучшает условия для сохранения изоляции трансформатора.
3. Применение в трансформаторах новых, более совершенных конструкций основных комплектующих узлов (системы охлаждения, устройств регулирования напряжения под нагрузкой, высоковольтных вводов и др.).
Применение навесных, прошедших контрольную сборку на заводе систем охлаждения делает ненужными трудоемкие работы по сборке и сварке маслопроводов, чистке и промывке их внутренних поверхностей.
Применение групповых, собранных на заводе охлаждающих устройств (ГОУ) сводит монтажные работы лишь к подсоединению входа и выхода системы охлаждения к баку.
Новые конструкции трансформаторов оборудуются в основном встроенными переключающими устройствами, монтаж которых производится на заводе-изготовителе. На месте установки трансформатора производится незначительный объем работ по подготовке устройства к работе. Применение в трансформаторах высоковольтных вводов герметичной конструкции сократило объем работ по их подготовке к монтажу и хранению. Однако принятое в трансформаторостроении направление по созданию более экономичных конструкций трансформаторов, трансформаторов предельных мощностей и сверхвысокого напряжения и неразрывно связанное с этим повышение удельных нагрузок на активные и изоляционные материалы вызывает повышение требований к выполнению отдельных технологических операций. Повышаются требования к защите изоляции от окружающей среды, к очистке приготовленного к заливке масла от влаги, газа и механических примесей, к термовакуумной обработке изоляции и масла. Это требует применения при монтаже более совершенных технологий термовакуумной обработки твёрдой изоляции и масла трансформатора, широкого внедрения методик, приборов и аппаратуры по измерению влаго- и газосодержания масла, содержания механических примесей в масле и других параметров и характеристик твердой изоляции и масла.
В совершенствовании технологии работ по монтажу трансформаторов можно отметить следующие основные направления:
1. Упрощение безрельсовой перевозки трансформаторов путем применения современных большегрузных автотрайлеров, повсеместного отказа от дорогостоящей и опасной перевозки на санях; комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.
2. Совершенствование оборудования, применяемого для выполнения технологических операций при монтаже, создание новых типов специального оборудования, а также комплексов оборудования, выполняющих все необходимые при монтаже трансформаторов технологические операции (подготовку и заливку масла, вакуумирование трансформаторов, дегазацию, прогрев и циркуляцию масла в трансформаторе). Создание подобных комплексных многоцелевых технологических установок на подвижных платформах позволит централизованно проводить эти работы в энергосистемах и на крупных станциях.
3. Внедрение новых эффективных технологий обработки изоляции и масла, а также оценки состояния изоляции, позволяющих получить высокое качество работ при сравнительно низких затратах. К таким технологиям следует отнести защиту изоляции при помощи сухого воздуха, сушку и подсушку трансформаторов при помощи ловушки вымораживания; сушку методом разбрызгивания горячего масла на активной части при низком остаточном давлении и вымораживании водяных паров.
Весьма перспективно широкое применение методов непосредственной оценки увлажнения изоляции трансформаторов по влагосодержанию образцов изоляции, установленных на активной части, по влагосодержанию наполняющих бак трансформатора газов и др.