Содержание материала

4. ПРОБОЙ ОБМОТОК И ОБРЫВ В НИХ

4-1. Пробой обмоток на корпус, между обмотками высшего и низшего напряжения или между фазами.
A. Возникли перенапряжения, связанные с грозовыми явлениями, аварийными или коммутационными процессами.
Б. Резко ухудшилось качество масла (увлажнение, загрязнение и пр.).
B. Понизился уровень масла.
Г. Изоляция подверглась естественному износу (старению).
Д. При внешних коротких замыканиях, а также при замыканиях внутри трансформатора возникли электродинамические усилия.
Следует указать, что при перенапряжениях могут происходить не пробои изоляции, а только перекрытия между обмотками, фазами или между обмоткой и корпусом. В результате перекрытия обычно происходит лишь оплавление поверхности нескольких витков и появляется копоть на соседних витках, полное же соединение между витками, фазами или же между обмоткой и корпусом отсутствует.
Пробой изоляции обмотки можно обнаружить мегомметром. Однако в некоторых случаях, когда в результате перенапряжений получаются оголенные места на обмотке в виде точек (точечный разряд), выявить дефект можно только, испытав трансформатор напряжением (приложенным или индуктированным).
Отремонтировать обмотку, а в случае надобности заменить масло.
4-2. Обрывы в обмотках (см. также § 6). В результате обрыва или плохого контакта происходит оплавление или выгорание части проводника. Дефект обнаруживается по выделению горючего газа в газовом реле и работе последнего на сигнал или отключение (см. $ 5).
A. Плохо выполнена пайка обмотки.
Б. Имеются повреждения в проводах (отводах), соединяющих концы обмоток с выводами.
B, При коротких замыканиях как внутри, так и вне трансформатора развиваются электродинамические усилия.
На включенном трансформаторе обрыв можно обнаружить по показаниям амперметров.
На отключенном трансформаторе для обнаружения обрыва используют метод замера сопротивлений обмоток по фазам мостом постоянного тока или метод амперметра — вольтметра.

Присоединение отводов
Рис. 1. Присоединение отводов: а — круглым проводом; б—медными лентами

Обрыв чаще всего происходит в местах изгиба кольца под болт (рис. 1, а).
Отремонтировать обмотку. Чтобы предотвратить повторение обрыва в отводах обмотки, следует отвод, выполненный круглым проводом, заменить гибким соединением — демпфером, состоящим из набора тонких медных лент сечением, равным сечению провода (рис. 1,6).