После расшихтовки верхнего ярма распущенные в виде веера верхние пластины стержней связывают ремнями, снимают прессующие стальные кольца, а также междуфазные перегородки трансформатора, верхнюю ярмовую изоляцию, угловые шайбы, уравнительную изоляцию, заполняющую выступ цилиндров, и т. д. По мере съема изоляционных деталей со всех стержней тщательно обследуют их состояние (отсутствие изломов, трещин, следов пробоев и разрядов), навешивают на каждую деталь бирку с указанием стержня, с которого она снята, и порядкового номера её положения. После этого все снятые детали укладывают в определенном порядке на стеллаж.
У автотрансформаторов обмотки ВН и СН связаны электрически спайкой их концов или емкостных колец. Поэтому перед съемом обмоток предварительно отпаивают обмотку, например 220, от емкостного кольца в понижающих автотрансформаторах (рис. 1, а) или от конца обмотки 110 кВ в повышающих (рис. 1, б). У двухобмоточных трансформаторов с двойной концентрической обмоткой ВН (рис. 1, в) распаивают соединение двух концентров. Кроме того, в некоторых конструкциях трансформаторов 220 кВ с вводом в середину обмотки ВН монтируют и демонтируют по частям.
Рис. 1. Расположение обмоток в автотрансформаторах и трансформаторах большой мощности: а — понижающий автотрансформатор, б — повышающий автотрансформатор, в — двухобмоточный трансформатор с двойной концентрической обмоткой ВН, 1 — стержень магнитопровода, 2 — обмотка НН, 3— обмотка СН, 4 — обмотка ВН (последовательная часть обмотки автотрансформатора), 5 — обмотка ВН трансформатора, состоящая из двух концентров
Рис. 2. Расположение обмоток и изоляционных деталей на стержне трансформатора 220 кВ:
1 — обмотка СН, 2 — обмотка НН, 3 — электрокартонные цилиндры между стержнем и обмоткой и между обмотками, 4 — вырезы под угловые шайбы в рейках обмоток, 5 — угловые шайбы,
- — ярмовая и уравнительная изоляции,
- — емкостные кольца, 8 — нижняя непрерывная часть обмотки ВН, 9 — короткие цилиндры под среднюю часть- обмотки ВН, 10 — короткие рейки, 11 — средняя часть обмотки ВН, состоящая из отдельных парных дисков, 12 — емкостные витки, 13 — верхняя непрерывная часть обмотки ВН
На рис. 2 показано расположение обмоток и изоляционных деталей на стержне трансформатора 220 кВ, у которого обмотка ВН состоит из трех частей: нижней непрерывной 8, средней 11 с вводом в середину через емкостное кольцо 7, состоящей из отдельных парных дисков, и верхней непрерывной 13. В средней части вводные диски имеют емкостные витки 12. Обмотка СН (1) расположена ближе других к стержню; обмотка НН(2) — в середине.
Главная изоляция состоит из, электрокартонных мягких цилиндров 3, разделенных электрокартонными рейками с вырезами 4 под угловые шайбы 5. Обмотки ВН имеют в средней части дополнительно намотанные короткие цилиндры 9 и короткие рейки 10 с вырезами для угловых шайб.
Поскольку средняя часть обмотки состоит из отдельных парных дисков, при демонтаже таких обмоток в ряде мест распаивают соединения катушек и затем уже снимают обмотку по частям. Для съема обмоток применяют различные приспособления, обычно имеющие лапы и траверсы, которые могут быть двухлучевыми и трехлучевыми. Эти же приспособления применяют для подъема и насадки обмоток.
.Лапы подъемного устройства обязательно подводят под столбы прокладок. Для этого лом вставляют под соседний столб прокладок пли приподнимают слегка обмотку при помощи клиньев и вставляют лапу под ближайший столб прокладок так, чтобы она захватывала только данную обмотку. Между стержнями лап и обмоткой прокладывают электрокартонные полосы, а затем жестко обвязывают лапы вместе с обмоткой веревкой с небольшой разбежкой по высоте.
Подъемный крюк крана подводят к центру обмотки и стропят на него обмотку за подъемные кольца так, чтобы она не перекашивалась при подъеме и висела на крюке крана строго вертикально. При съеме обмотки следят затем, чтобы она снималась одна и не тянула за собой другую обмотку: После съема обмотку устанавливают вертикально на пол, подложив два деревянных бруска или шпалы. Обмотка должна быть установлена устойчиво, без наклонов и перекосов.
После съема с магнитопровода всех обмоток и всех изоляционных и крепежных деталей их тщательно осматривают, а также магнитопровод, чтобы уточнить состояние, место и характер аварии и необходимость ремонта или замены. На все изоляционные и крепежные детали навешивают бирки с указанием порядкового номера их местоположения, после чего детали укладывают на стеллажи.
По окончании разборки активной части осматривают внутреннюю поверхность бака и конструкцию крепления активной части в баке. Бак закрывают щитом, на отверстия в нем ставят заглушки.
После разборки и дефектировки трансформатора заполняют ведомость осмотра и дефектировки и составляют списки узлов и деталей, подлежащих ремонту и замене.
Рассмотренные вопросы
- Как производят подъем и осмотр активной части?
- На что обращают внимание при осмотре магнитопровода, обмоток и изоляции?
- Как демонтируют отводы и переключатели?
- Как осуществляют крепление и прессовку стержней и ярм у магнитопроводов шпилечной и бесшпилечной конструкций и как производят разборку и расшихтовку верхних ярм в том и в другом случае?
- Как производят съем обмоток и изоляции?