АЭС

«Принятие обязательств по строительству шести новых энергоблоков во Франции станет «эффективным стимулом» для экономики страны, восстанавливающейся после пандемии COVID-19», - информирует Французское общество по ядерной энергии (SFEN). Ядерная энергетика «подходит под все три условия инвестирования» на этапе восстановления экономики: низкоуглеродистая, устойчивая и суверенная отрасль.

В настоящее время во Франции насчитывается 57 реакторов, которые круглосуточно поставляют низкоуглеродистую электроэнергию для 75 % населения страны и для 250 промышленных потребителей на 530 объектах.

Обеспечивая «стабильную электроэнергию по умеренным ценам», атомная энергетика способствует повышению конкурентоспособности французской промышленности.

«Инвестировать, чтобы расти».

По словам SFEN, программа технического обслуживания и инвестиций EDF, известная как Grand Carénage, ежегодно направляет 4 млрд. евро (4,3 млрд. долларов США) на расширение эксплуатации существующего ядерного парка, однако сейчас существует необходимость поддерживать строительство новых реакторов.

В январе 2020 года министерством охраны окружающей среды Франции был пересмотрен стратегический документ по управлению энергетическим переходом - pluriannuelle de l'énergie - на период 2019–2028 годов.
«Запуск программы по строительству новых ядерных реакторов станет эффективным инструментом экономического и социального восстановления с 2021 года», - пишет SFEN, добавив, что атомная отрасль «готова к мобилизации» в рамках этих усилий.
Согласно недавнему исследованию, каждый евро, вложенный в ядерную энергетику Франции, «приносит 2,5 евро для экономики страны».

 К 2030 году каждый тераватт-час, производимый АЭС, добавит 360 миллионов евро в национальный ВВП, что в три раза превышает вклад ветроэнергетики - 100 миллионов евро.

SFEN добавил, что французская ядерная энергетика является самой конкурентоспособной в Европе.

В прошлом году цены на бытовую электроэнергию в Германии, которая постепенно отказывается от атомной энергии, были на 70% выше, чем во Франции.

Строительство «по крайней мере, трех пар EPR на трех участках» позволило бы обновить 10 ГВт, или 15%, нынешнего французского парка.

На сегодняшний день Нормандия (площадка в Пенли), Отель де Франс (площадка в Гравелино) и Овернь-Рона-Альпы (несколько нынешних площадок) готовы разместить эти проекты.

Общий объем необходимых инвестиций составит 2 млрд. евро в год, что меньше, чем «предполагаемая поддержка возобновляемых источников энергии в размере более 5 млрд. евро ежегодно».

«Перспектива крупной строительной программы на 20 лет и заключение рамочных контрактов с рядом производителей обеспечит компаниям, работающие в этом секторе, необходимые инвестиции с 2021 года».

Являясь третьим по величине промышленным сектором Франции, атомная промышленность обеспечивает более 220 000 рабочих мест.

Что касается ветряных и солнечных технологий, то Франция «остается зависимой от иностранных игроков».

Новый проект EPR предполагает создание 8350 рабочих мест на этапе строительства и затем 1600 других должностей в течение 60-летнего срока эксплуатации.

Инвестиции в атомную энергетику оказывают положительное влияние на компании в других отраслях промышленности с предполагаемым совокупным оборотом около 47,5 млрд. евро.

В следующем году необходимо принять решение о новой программе «для консолидации навыков и повышения конкурентоспособности» атомной отрасли.

По причине недостатка опытных специалистов в ядерной энергетике - ввиду отсутствия новых проектов за последние два десятилетия - Франции пришлось «реконструировать всю производственную цепочку», чтобы построить блок № 3 «Фланманвиль» во Франции и блок № 3 «Олкилуото» в Финляндии.

Однако благодаря таким проектам EDF и Framatome привлекли более 600 поставщиков оборудования и услуг «для возвращения в атомную отрасль».

Франция имеет проверенную конструкцию реактора 3 поколения, добавил SFEN, так как два EPR находятся в промышленной эксплуатации в Тайшане (Китай), а Flamanville-3 успешно завершает тестирование.

EDF работает над «упрощенным и оптимизированным» дизайном EPR - EPR2.

«Низкоуглеродный».

Обновление части АЭС необходимо для достижения целей по «нулевому уровню выбросов» углекислого газа к 2050 году.

Сектор производства электроэнергии во Франции имеет низкий уровень выбросов углерода: выбросы CO2 в среднем составляют менее 50 г / кВтч, что значительно ниже, чем в  соседних странах (например, около 400 г / кВтч в Германии и 260 г / кВтч в Италии).

 Это во многом благодаря, сочетанию атомной энергетики с возобновляемыми источниками энергии.

В период с 1980 по 1985 год во Франции выбросы CO2 сократились на 20%, несмотря на рост ВВП на 8%.

За 10 лет, которые последовали за введением в эксплуатацию атомной электростанции в Фессенхайме, Франции удалось снизить долю ископаемого топлива в производстве электроэнергии с 55% до 10% - благодаря ядерной энергетической программе.

«Для того чтобы низкоуглеродное электричество в полной мере играло свою роль в процессе обезуглероживания, Франция должна незамедлительно приступить к осуществлению новой программы по строительству АЭС».

К 2050 году подавляющее большинство нынешних ядерных реакторов достигнет 60-летнего возраста с возможным «выходом из эксплуатации» в начале 2040-х годов.

«Даже если технический и экономический прогресс ожидается к 2030–2050 годам, в настоящее время неизвестно о целесообразности, надежности, стоимости или ограничений сети, которая сочетает в себе неустойчивые возобновляемые источники энергии, аккумуляторы, энергию биогаза и / или ископаемое топливо с улавливанием углерода. На сегодняшний день считается, что все низкоуглеродистые технологии - возобновляемые источники энергии, ядерная энергетика и УХУ - должны быть внедрены для достижения глубокой декарбонизации сектора электроэнергетики к 2050 году. А Франция является мировым эталоном по использованию и промышленному контролю над ядерными технологиями», - сказал SFEN.

Из-за задержки или отсутствия решений о запуске новых ядерных установок, Франция может возобновить ​​строительство газовых электростанций, которые выделяют много парниковых газов.

 В последнее время это происходит в Японии, которая слишком медленно возобновляет работу своих атомных электростанций; в США  (Нью-Джерси и штат Нью-Йорк); а вскоре может произойти и в Бельгии.

Согласно сценариям декарбонизации EUCO30 Еврокомиссии, для достижения климатических целей ЕС в 2050 году понадобится 110 ГВт атомной энергии, в том числе 70 ГВт за пределами Франции.

«Устойчивый».

Обновление французского атомного парка необходимо для того, чтобы гарантировать устойчивость системы электроснабжения страны к возможным будущим потрясениям.

 Устойчивость означает «готовность» к непредвиденным событиям, таким как глобальная пандемия, и «маневренность» для адаптации отрасли энергоснабжения.

«Так в течение всего периода пандемии атомные станции постоянно корректировали производство в соответствии с изменениями потребительского спроса и производства энергии возобновляемыми источниками. Например, в последние выходные марта 2020 года атомная мощность составляла 14 ГВт (из 40 ГВт доступной мощности АЭС в то время), в ответ на изменчивость солнечной фотоэлектрической и ветряной энергии».

Международное энергетическое агентство подчеркивает тот факт, что ядерная энергия остается «одним из основных источников гибкости» в Европе. «Эта замечательная (и часто упускаемая из виду) способность делает ее союзником возобновляемых источников энергии».

«Суверенный».

Ядерная энергия является «основой французского энергетического суверенитета». Это позволяет стране защитить себя от «капризов» мировых энергетических рынков: нефтяных потрясений; рынка сланцевого газа и нефти; и «геополитики газа».

В 1970 году две трети французской электроэнергии производилось с использованием ископаемых видов топлива (уголь, нефть и газ), но благодаря ядерной энергии сегодня эта доля составляет всего 7%. Более того, Франция импортирует почти все потребляемые углеводороды (в транспорте и в жилищном секторе).

Стоимость производства ядерной электроэнергии «совершенно предсказуема», так как ее топливо - уран - составляет всего 5% от общих затрат на производство.

Кроме того, урановый рынок отличается от рынков других видов топлива тем, что геополитические риски невелики - более 40% текущих запасов урана находятся в странах ОЭСР, а большая часть торговли осуществляется по долгосрочным контрактам, рассчитанным на несколько десятилетий.

Франция сама имеет «чрезвычайно надежную» цепочку поставок урана; так же EDF имеет во Франции достаточно урана для производства электроэнергии в течение двух лет.

Это контрастирует с запасами ископаемого топлива, которое покрывает менее шести месяцев годового потребления Франции.

Франция также сокращает потребность в природном уране, перерабатывая использованное топливо - 10% французского ядерного электричества производится таким образом.

Наконец, у Франции есть стратегический запас обедненного урана, который можно заменить «в любое время» на пять лет потребления природного урана с использованием современных внутренних мощностей по конверсии и обогащению.

EDF, ведущий оператор атомных электростанций в мире, признан и востребован в Китае, Южной Африке, Объединенных Арабских Эмиратах и т. д.

 Более 50% компаний сектора занимаются экспортом, а отрасль в целом ежегодно экспортирует товаров и услуг на сумму около 5 миллиардов евро.