АЭС
Международное энергетическое агентство заявило, что требуется активизация энергетической политики, чтобы «мир встал на путь создания устойчивой энергетической системы, способной удовлетворить климатические цели». Представляя последнее издание, парижская организация отметила, что в прошлом году производство электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода во всем мире на основе ядерной и возобновляемой энергии впервые превысило генерацию электроэнергии на основе угля.

Публикация отчета – «Перспективы развития мировой энергетики до 2020 года» (WEO 2020) - последовало после комментариев исполнительного директора МЭА Фатиха Бирола на прошлой неделе. Масштабы климатической проблемы означают, что мир не может позволить себе отказаться от ядерной энергетики. В совместной статье с Рафаэлем Мариано Гросси, генеральным директором Международного агентства по атомной энергии, Бироль написал, что «производство электроэнергии с низким содержанием углерода необходимо утроить к 2040 году, чтобы мир встал на путь достижения целей в области энергетики и климата».

WEO 2020 предполагает четыре различных пути выхода из кризиса COVID-19: сценарий заявленной политики (STEPS), сценарий отложенного восстановления, сценарий устойчивого развития (SDS) и сценарий нулевых чистых выбросов к 2050 году (NZE2050).

В SDS, а также в связи с быстрым ростом технологий повышения эффективности солнечной энергии и энергии ветра, в следующие 10 лет будет наблюдаться «значительное увеличение объемов улавливания, использования и хранения водорода и углерода, а также ядерной энергетики».  В этом сценарии к 2030 году планируется установить 140 ГВт новых ядерных мощностей «в рамках роста инвестиций в экологически чистую энергию, которые позволят энергетической системе встать на путь достижения целей устойчивой энергетики, включая Парижское соглашение». К 2040 году ядерная мощность увеличится до 599 ГВт, а мировая выработка ядерной энергии достигнет 4320 ТВтч, что на 55% больше, чем в 2019 году. До 2030 года будет установлено 180 ГВт новых ядерных мощностей.

Источник гибкости.

Атомная энергетика пострадала от сокращения спроса на электроэнергию во время пандемии, и, по оценкам МЭА, в 2020 году объем производства в целом сократится на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Однако с эксплуатационной точки зрения АЭС зарекомендовали себя во время блокировки как важный источник гибкости на многих рынках.

Наряду со снижением спроса, закрытие стационарных объектов объясняет часть падения производства. В странах с развитой экономикой во второй половине 2019 года и в первой половине 2020 года было закрыто 12 реакторов. В докладе отмечается, что сокращение операционных доходов также остановило расширение действующих ядерных объектов.

Китай является одним из немногих регионов, которые находятся на пути к увеличению годовой выработки ядерной энергии, в основном за счет полной годовой эксплуатации двух больших реакторов, которые были запущены в июне 2019 года, а также ввода в эксплуатацию еще одного реактора в августе 2020 года.

Ядерная энергия обеспечивает около 10% мирового электроснабжения и является вторым по величине источником с низким уровнем выбросов после гидроэнергетики. Мировое производство ядерной энергии в 2019 году было вторым по величине за всю историю наблюдений и было выше, чем в 2010 году до аварии на Фукусима-1 в Японии. Согласно отчету, падение спроса на электроэнергию в результате пандемии COVID-19, похоже, приведет к падению выработки ядерной энергии на 125 ТВтч в этом году, а в 2024 году спрос вернется к докризисному уровню.

Мировое производство электроэнергии на АЭС вырастет примерно на 10% с 2019 по 2030 год, но ее доля в производстве электроэнергии немного снизится, и определятся две противоположные региональные тенденции. В развивающихся странах производство электроэнергии на АЭС с 2019 по 2030 год увеличится на 60%, но в странах с развитой экономикой объемы производства упадут на 10% за этот же период.

К 2023 году выработка ядерной энергии вернется к докризисному уровню по мере восстановления спроса на электричество. Затем мировая выработка ядерной энергии вырастет в STEPS примерно на 15% в период с 2020 по 2030 год, хотя ее доля в поставках несколько снизится по мере появления двух различных региональных путей. Согласно SDS, мировое производство ядерной энергии вырастет до 30% к 2030 году. В странах с формирующимися рынками объем ядерной энергии увеличится на две трети с 2019 по 2030 год, что немного повысит ее долю в общей генерации до 6%.

Китай лидирует по росту мощностей.

В развивающихся странах до 2020 года было установлено  42 ГВт (из 62 ГВт в мире), а до 2030 года мощность ядерной энергетики вырастет со 110 ГВт до 180 ГВт. Китай находится на пути к тому, чтобы стать лидером в области ядерной энергетики в 2030 году, обогнав США и Европейский союз.

«Китай - одна из немногих стран, которые включили ядерную энергетику, наряду с возобновляемыми источниками энергии, в стратегию по снижению выбросов углерода в соответствии с Парижским соглашением. Значительные программы, осуществляемые в России, Индии и на Ближнем Востоке, будут способствовать расширению ядерной энергетики», - отмечается в докладе.

В течение следующего десятилетия в странах с развитой экономикой в ​​STEPS навсегда закрыто более 70 ГВт ядерной энергии, а продление срока эксплуатации получили АЭС общей мощностью 120 ГВт. Около 20 ГВт новых ядерных мощностей находилось на этапе строительства на начало 2020 года в Финляндии, Франции, Японии, Корее, Словакии, Турции, Великобритании и США.
К 2030 году общая ядерная мощность в ЕС снизится на 20%, при этом наибольшее сокращение произойдет в Германии, Бельгии, Испании и Франции. В США мощность ядерной энергетики снизится на 10% к 2030 году. В Японии установленная мощность снизится с 33 ГВт в 2019 году до примерно 30 ГВт в 2030 году, хотя постепенный перезапуск парка приведет к увеличению ядерной генерации.

Даже в странах, поддерживающих атомную энергетику, существует риск того, что атомная энергетика «исчезнет быстрее», чем в STEPS, в результате чрезвычайно сложных рыночных условий и рисков, связанных с новыми капиталовложениями. И это несмотря на то, что продление срока службы поддерживает переход на чистую энергию и является наиболее экономичным источником электроэнергии с низким уровнем выбросов на нескольких рынках.

Призыв к инвестированию.

В ответ на отчет генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Агнета Райзинг заявила: «Мы приветствуем признание МЭА возможности того, что атомная энергетика может играть важную роль в переходе к системе чистой энергии, и мы решительно поддерживаем призыв МЭА к инвестированию в чистую энергию, включая ядерную».

 «Мы поддерживаем мнение МЭА о том, что для достижения перехода к чистой энергии, определенного в «Сценарии устойчивого развития», необходимы краткосрочные действия, включая продление срока службы и расширение новых проектов строительства АЭС».

Однако потребуются дальнейшие действия, и правительства всех стран могут содействовать инвестициям в новые ядерные объекты для решения системных проблем, таких как загрязнение воздуха и изменение климата.

Инвестиции в ядерную энергетику укрепят энергетическую безопасность, создадут долгосрочные рабочие места и смогут способствовать производству тепла и водорода для декарбонизации других секторов экономики.