Водородная магистраль через Центральную Европу

Четыре центрально-европейские газовые инфраструктурные компании объединились с целью создания водородной магистрали через Центральную Европу, по которой с 2030 года можно будет транспортировать 120 ГВт-ч чистого водорода в сутки. Совместная инициатива под названием «Центрально-европейский водородный коридор» направлена на создание водородного коридора в Центральной Европе от Украины через Словакию и Чехию в Германию и другие страны ЕС, в которых существует спрос на водород. В число компаний-участников входят Eustream (словацкая газовая компания TSO), Gas TSO of Ukraine (GTSOU), Net4gas (чешская газовая компания TSO) и OGE (немецкая газовая компания TSO).

«Мы стремимся к тому, чтобы инфраструктура была готовой к использованию водорода, что внесет большой вклад в достижение целей ЕС по декарбонизации», - прокомментировал это событие генеральный директор Eustream Ростислав Нукович 23 сентября.

Eustream объединяется с немецкой RWE Supply & Торговые и инфраструктурные операторы EP Infrastructure (EPIF) и NAFTA для совместного изучения возможности развития мощностей по производству голубого водорода в восточной Словакии. С этой целью компании подписали меморандум о взаимопонимании. «К 2023 году мы стремимся технологически быть готовы к приему до 5% водородных смесей в систему, и планируем в будущем выделить один из трубопроводов для передачи чистого водорода», - сказал Нукович в пятницу 24 сентября.

Правительство Германии опубликовало Постановление о размещении других производственных площадей в исключительной экономической зоне (SoEnergieV), которое вступит в силу на следующей неделе, что позволит провести тестирование производства водорода из электроэнергии, генерируемой на шельфе. «До сих пор электролиз для производства водорода проводился только на суше. Теперь у бизнеса и промышленности появится возможность впервые использовать и протестировать морской электролиз», - говорится в заявлении Федерального министерства экономики в пятницу. В Постановлении определены критерии, в соответствии с которыми районы исключительной экономической зоны в Северном море будут выделены для морского производства водорода. За их выделение отвечает Федеральное морское и гидрографическое агентство. «Производство зеленого водорода в море - это проект будущего с высоким инновационным потенциалом. Морское производство водорода может внести важный вклад в декарбонизацию промышленности Германии», - прокомментировал министр экономики Петер Альтмайер. Первый тендер будет проведен в 2022 году, после которого «успешные участники торгов» получат право на подачу заявку для зонирования территории. На следующем этапе они смогут подать заявку на финансирование. Правительство Германии в рамках энергетического и климатического пакета предоставит 50 миллионов евро с 2022 года. На этой неделе Германия одобрила проект постановления о расходах и сборах за доступ к водородным сетям. «В частности, постановление создает надежную основу для расчета сетевых затрат, которые финансируются операторами водородных сетей за счет сетевых сборов», - говорится в пресс-релизе, опубликованном в 22 сентября. Правительство считает, что Национальная водородная стратегия - это «история успеха», но некоторые критические голоса среди коммунальных предприятий назвали эту стратегию «строительной площадкой».

Администрация порта Роттердам и DeltaPort Niederrheinhäfen 22 сентября подписали декларацию о намерениях по укреплению сотрудничества с целью «позволить группе внутренних портов на севере Рурской области стать региональным центром для импорта зеленого водорода из порта Роттердам». Среди подписантов были немецкая компания Thyssengas, энергетическая компания Eon, оператор охлаждаемых складов Nordfrost и региональная девелоперская компания Kreis Wesel. Декларация подтверждает намерение земли Северный Рейн-Вестфалия стать водородным центром Германии. «Значение этого проекта выходит далеко за пределы нашего региона», - прокомментировал Андреас Пинкварт, министр экономики, инноваций, оцифровки и энергетики земли Северный Рейн-Вестфалия. Ожидается, что внутреннее судоходство и железные дороги будут играть центральную роль в водородной стратегии региона. «Мы хотим участвовать в разработке Cool Corridor для регулярного внутреннего морского сообщения между Роттердамом и Рурской областью», - сказал Эмиль Хугстеден, коммерческий директор Управления порта Роттердама. «Инвестиции Nordfrost в новый центр холодильной логистики, который может работать на чистой энергии, помогут в развитии внутренних морских перевозок без выбросов с глубоководными терминалами в Роттердаме».

Европейская транснациональная аэрокосмическая корпорация Airbus, французская компания по производству промышленных газов и услуг Air Liquide, французская строительная компания и оператор аэропорта Vinci заявили, что совместно работают над продвижением использования водорода в аэропортах и ​​планируют построить европейскую сеть аэропортов с целью размещения будущих водородных самолетов. «Первые установки планируется установить в аэропорту Лион-Сент-Экзюпери (Франция) в 2023 году. Это партнерство отражает общее стремление трех групп объединить свой опыт для поддержки декарбонизации авиаперевозок», - объявили компании 21 сентября, добавив, что до 2030 года будут изучена возможность оснащения европейской сети аэропортов Vinci Airports объектами для производства, хранения и доставки водорода, необходимыми для использования на земле и на борту самолетов. Vinci Airports управляет 45 аэропортами в 12 странах.

 Британская компания по производству экологически чистой водородной энергии Protium и поставщик услуг Petrofac подписали соглашение о стратегическом партнерстве по реализации проектов с нулевым энергопотреблением в Великобритании. «Я рад объявить о нашем партнерстве с Petrofac, чей мировой опыт работы с экологически чистым водородом EPC (особенно с проектом Infinite Blue Energy's Arrowsmith в Австралии) позволит Protium реализовывать исключительные проекты для наших клиентов», - прокомментировал генеральный директор Protium Крис Джексон. Сотрудничество включает развитие возобновляемых источников энергии, производство экологически чистого водорода и водородное оборудование. «Сегодня мы объединили возможности Petrofac в области проектирования, управления проектами и эксплуатации с экологически чистым водородом и опытом Protium в области разработки проектов для достижения поставленной цели по поставке 1 ГВт производственных активов к 2030 году для ряда промышленных клиентов», - добавил главный операционный директор Petrofac Джон Пирсон.

Британская транснациональная химическая компания Ineos объявила в среду о намерении инвестировать более 1,17 (1,37) млрд. евро в свой британский нефтеперерабатывающий завод Grangemouth, в том числе в меры по поддержке производства голубого водорода. «Дорожная карта включает в себя переход на производство и использование водорода всех объектов на заводе Grangemouth, а также улавливание и хранение углерода в объеме не менее 1 миллиона тонн CO2 в год к 2030 году. Это будет включать улавливание CO2 из существующего производства водорода и строительство завода по производству водорода в мировом масштабе, позволяющего улавливать углерод», - говорится в пресс-релизе.

Также рассматривается возможность транспортировки водорода по Трансадриатическому трубопроводу, по которому в общей сложности было транспортировано 5 миллиардов кубометров природного газа из Азербайджана до греко-турецкой границы.

«В соответствии с долгосрочным видением, TAP будет продолжать искать возможности для транспортировки углеродно-нейтральных источников энергии, таких как водород, сокращая выбросы в соответствии с целями ЕС», - заявил на прошлой неделе управляющий директор TAP Лука Скиеппати. TAP может расширяться поэтапно до удвоения первоначальной мощности. На данный момент TAP может транспортировать около 10 миллиардов кубометров газа в год в несколько европейских стран.