солнечные панели и ветрогенераторы

Статья, написана Сихан Юанем и Даниэлем Райли, программным директором и директором Международного корпоративного партнерства WWF в области климата.

Во всем мире ведущие компании осознают важную роль, которая отводится для каждой из них в решении проблем, связанных с изменением климата. С каждым днем все больше и больше компаний берут на себя обязательства по достижению определенных целей в области климата и использования возобновляемых источников энергии не только в своей непосредственной деятельности, но и для своих поставок.

Во всех секторах - от розничной торговли до текстиля и одежды, технологий и многих других - глобальные цепочки поставок часто возвращаются обратно в Китай. Поэтому ведущие международные компании ищут там конкурентоспособные источники возобновляемой энергии.

Пять лет спустя после реформы энергетического рынка, национальная политика заложила основы для открытого и конкурентного энергетического рынка. За это время сформировались три основные политические тенденции, которые демонстрируют потенциал для новых рыночных механизмов, способных удовлетворить спрос корпоративных покупателей возобновляемых источников энергии.

Тенденция первая: портфель возобновляемых источников энергии обеспечивает новую политику совместно с правительствами провинций.

В мае 2019 года правительство Китая установило стандарт портфеля возобновляемых источников энергии (RPS), который устанавливает ежегодные целевые показатели для использования возобновляемых источников энергии в каждой провинции Китая.
В соответствии с этим стандартом, сетевые компании, розничные продавцы электроэнергии, покупатели электроэнергии на оптовом рынке и владельцы электростанций обязаны вносить вклад в достижение общей цели провинции по использованию возобновляемых источников энергии. Теперь каждая провинция должна разработать план его реализации.

RPS являются мощным стимулом для директивных органов провинций, особенно для изучения рыночных механизмов, позволяющих вводить в сеть возобновляемые источники энергии и активировать их спрос со стороны корпоративных покупателей энергии. Это в свою очередь, открывает возможность для взаимодействия покупателей энергии с директивными органами провинции по вопросам закупок возобновляемых источников энергии.

Коллективное взаимодействие покупателей, разработчиков возобновляемых источников энергии и неправительственных организаций с политиками, можно увидеть на примере провинций Шаньдун, Гуандун, Цзянсу, Чжэцзян и Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй. Постоянные рыночные инновации в этих провинциях позволяют большему количеству покупателей энергии взаимодействовать с политиками всего Китая.

Тенденция вторая: поэтапный отказ от субсидий на возобновляемую энергию открывает путь для конкурентоспособной электроэнергии из возобновляемых источников и рыночных GEC.

В 2009 и 2011 годах, соответственно, Китай начал предоставлять субсидии (льготные тарифы) на производство энергии ветра и солнца, что привело к экспоненциальному росту установленных мощностей возобновляемой энергии. Однако быстрый рост привел к сокращению производства возобновляемой энергетики и задержкам субсидий.

В январе 2019 года Китай начал корректировать эту политику, и теперь новые проекты в области возобновляемых источников энергии, построенные с 2021 года, будут такими же конкурентоспособными, как и проекты тепловой энергии. Зеленые сертификаты на электроэнергию (GEC), которые ранее были привязаны к уровню субсидирования возобновляемых источников энергии, теперь будут отражать платежеспособность корпоративных покупателей энергии.

Следовательно, корпоративные покупатели энергии смогут более убедительно аргументировать свою позицию, взаимодействуя с директивными органами, по конкурентоспособным вариантам закупок возобновляемой энергии в комплекте с GEC, возможности поддержки новых проектов и улучшения прослеживаемости GEC.

Тенденция третья: развитие провинциальных спотовых рынков расширяет возможности для заключения виртуальных соглашений о закупке электроэнергии.

Спотовые рынки электроэнергии, созданные в нескольких провинциях Китая с 2017 года, предназначены для более своевременного выявления затрат на производство и планирование ресурсов.

В долгосрочной перспективе цены на спотовом рынке дают возможность инвесторам и лицам, ответственным за разработку политики, лучше расставить инвестиционные приоритеты. В настоящее время четыре из восьми провинциальных спотовых рынков имеют доступ к возобновляемым источникам энергии. Развитие спотового рынка имеет большой потенциал для создания конкурентоспособных вариантов возобновляемой энергии и более гибких вариантов закупок, включая виртуальные соглашения о закупке электроэнергии.   

Все три политические тенденции согласовывают корпоративный спрос на возобновляемую энергию с целями политиков, разработчиков и других участников рынка. Также создаются условия для либерализации рынка электроэнергии, благодаря более совершенным механизмам установления цен и более широкому выбору для покупателей.

Это закладывает основы для изучения новых вариантов закупок возобновляемой энергии, которые отражают спрос корпоративных покупателей энергии.

В свете недавних рыночных и политических изменений корпоративный сектор может работать вместе с некоммерческим сообществом. Это уникальный опыт взаимодействия с политиками четко демонстрирует масштабы растущего корпоративного спроса на возобновляемые источники энергии и новые варианты закупок возобновляемых источников энергии в Китае.