водород

По мнению нефтяного гиганта Shell, именно Китай может сыграть решающую роль в развитии мировой водородной экономики, поскольку огромный спрос в области технологий по декарбонизации ведет к крупномасштабному развертыванию, которое поможет сократить расходы во всем мире.

Shell подписала первый коммерческий водородный проект в Китае на прошлой неделе, продолжая развивать водородный бизнес по нескольким направлениям.

В рамках первого китайского проекта будут установлены водородные заправочные станции в городе Чжанцзякоу, где в 2022 году пройдет часть соревнований в рамках зимних Олимпийских игрых. Новое совместное предприятие Shell China установит в Чжанцзякоу 20-мегаваттный электролизер, заправочные станции и 1000 грузовиков и автобусов с водородом на время проведения игр.

Оливер Бишоп, генеральный менеджер по водороду в Shell, считает, что Китай останется важным мировым рынком, поскольку водород является ключевой основой стратегии декарбонизации. «Правительство Китая объявило о планах производства 100 000 автомобилей на топливных элементах к 2025 году и 1 миллиона автомобилей к 2030 году», - сказал он.

Так насколько же следует доверять этим заявлениям? Бишоп обратил внимание на масштабирование и снижение стоимости солнечной энергии, что напрямую связано с темпами внутреннего спроса в Китае. С 2010 по 2017 год в стране было установлено 130 гигаватт солнечных фотоэлектрических систем.

Это не первая попытка Shell заняться водородом. Президент Джордж Буш посетил первую в США водородную заправочную станцию, построенную Shell в 2005 году.

Сегодня Бишоп возглавляет команду из 90 человек, которая занимается партнерством, реализацией и управлением водородного бизнеса. Бишоп проработал в Shell более 20 лет, последние восемь из которых занимался водородом. Его первым делом было отключение водородного оборудования, которое было развернуто во время «предыдущего ажиотажа».

«На этот раз все по-другому, так как требуется решение проблем изменения климата», - сказал он. «Это номер один в сочетании с падением стоимости возобновляемых источников энергии и электролизеров».

«Объедините все это со стремлением к более чистым городам, снижению выбросов и созданию рабочих мест, а также энергетической безопасности, и вы поймете, почему правительства многих стран поддерживают это».

Помимо выгоды, существует также прагматическое признание того, что электрификация сама по себе не приблизит страны к целевому нулевому показателю.

Формирование Водородного совета, отраслевого органа, созданного в 2017 году, также демонстрирует широту поддержки. Члены Совета варьируются от очевидных (Shell, BP, Total) до потенциальных электролизеров (Siemens, thyssenkrupp, Nel) и основных газораспределительных компаний, таких как Snam в Италии и SoCalGas в США, а также инвесторах - Mubadala из Абу-Даби и BNP во Paribas во Франции.

Расширение масштабов в «десятилетие водорода».

Участие Shell также расширяется по нескольким направлениям. Shell построила 48 водородных заправочных станций по всему миру и 14 находятся в стадии строительства. В сентябре компания выиграла грант в размере 40 миллионов долларов на строительство 48 водородных заправочных станций в Калифорнии.

В ближайшие несколько месяцев Германия вырастет до 100 станций. Сеть H2 Mobility , консорциум, в который входят Shell, Total и Daimler, ожидает, что эти 100 точек заправки будут обслуживать 6 миллионов автомобилей в Германии без больших объездов. Спрос на услуги H2 Mobility вырос с 2 до 12 метрических тонн всего за три года.

Помимо транспортных средств, Shell и голландское коммунальное предприятие Eneco выиграли тендер на морскую ветроэнергетику Hollandse Kust Noord. Проект мощностью 759 МВт также будет включать в себя аккумуляторные батареи. Shell считает, что часть энергии может быть использована для работы электролизера мощностью 200 МВт на одном из нефтеперерабатывающих заводов компании.

Компания также является ключевым игроком в планах по развитию водородного узла в порту Роттердама. Консорциум NortH2 может получить от 3 до 4 ГВт морских ветроэнергетических мощностей в Северном море, используемых в основном для получения зеленого водорода.

На нефтеперерабатывающем заводе в Рейнланде (Германия) строится протонообменный мембранный электролизер мощностью 10 МВт.

В августе Вуд Маккензи объявил 2020-е годы «десятилетием водорода». Помимо промышленных и транспортных проектов Shell, немецкая энергетическая компания RWE уже реализовала не менее 30 проектов, а разработчик морской ветроэнергетики Ørsted добился успехов в проектах по экологически чистому водороду в Германии, Великобритании, Нидерландах и Дании.

Повышенные темпы активности, вызванные Европейским зеленым курсом и ускоренным отказом Великобритании от новых бензиновых и дизельных автомобилей до 2030 года указывает на огромный импульс для развития водородных технологий.