Согласно прогнозам, содержащимся в последнем издании отчета о ядерном топливе Всемирной ядерной ассоциации, мировые мощности по производству атомной энергии, а следовательно, и спрос на урановое топливо продолжат расти. Ресурсов урана более чем достаточно для удовлетворения спроса, но потребуется интенсивная разработка новых проектов, чтобы избежать перебоев в поставках.
«Ожидается, что мощности АЭС будут расти на 2,6% в год, и в соответствии с базовым сценарием к 2040 году достигнут 615 ГВт. За счет поставок первичного урана в 2020 году было покрыто 74% потребностей реакторов».
Так говорится в докладе «Ядерное топливо: глобальные сценарии доступности спроса и предложения на 2021-2040 годы», который был представлен на ежегодном симпозиуме Всемирной ядерной ассоциации 2021 года. Это последний отчет о ядерном топливе, который, начиная с 1975 года, выпускается раз в два года. Отчет составлен при участии 80 экспертов мировой ядерной отрасли под руководством Александра Бойцова из Tenex и Джеймса Невлинга из Exelon Generation. В отчете использована общедоступная информация, полученная от организаций, задействованных в ядерном топливном цикле - как членов, так и не членов Ассоциации, - с целью составления прогнозов по ядерным мощностям и производству урана. Все три сценария, обозначенные в отчете, как Базовый, Верхний и Нижний, охватывают диапазон возможностей ядерной энергетики до 2040 года.
Собственная модель, используемая Всемирной ядерной ассоциацией для подготовки прогнозов потребностей в топливе, была тщательно пересмотрена для данного издания с переоценкой различных факторов, влияющих на спрос на ядерное топливо, например, параметры тепловой эффективности, уровни обогащения и выгорания топлива.
Малые модульные реакторы (ММР, SMR) рассмотрены в отчете с качественной точки зрения, но пока не включены в модель количественно, за исключением КЛТ-40С российской разработки, два из которых сейчас находятся в эксплуатации на плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов». Представляя отчет, Невлинг сказал: «Некоторые проекты, которые в настоящее время находятся на стадии разработки, приведут к появлению кластеров ММР. Мы ожидаем, что к 2023 году рынок ММР станет достаточно зрелым, чтобы перейти от качественного к количественному подходу».
На сегодняшний день ядерная энергия составляет 10% мировой электроэнергии. Ожидается, что в ближайшем будущем ее роль значительно возрастет, учитывая практически нулевой уровень выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ, надежность и безопасность, а также долгосрочную конкурентоспособность. Способность ядерной отрасли производить тепло с почти нулевым содержанием углерода особенно важна для декарбонизации многих секторов экономики. Атомная энергетика сталкивается с рядом конкурентных проблем со стороны других источников производства электроэнергии, особенно на дерегулируемых рынках. Однако, несмотря на то, спрос на электроэнергию в некоторых странах замедлился, ядерный сектор остается сильным во многих развивающихся странах.
Рост мощностей.
По состоянию на середину 2021 года мировая ядерная мощность составляла около 394 ГВт (из 442 единиц), и около 60 ГВт (57 энергоблоков) находилось в стадии строительства. В рамках базового сценария ожидается, что ядерные мощности будут расти на 2,6% в год и достигнут 439 ГВт к 2030 году и 615 ГВт к 2040 году. Верхний сценарий предусматривает рост до 521 ГВт в 2030 году и 839 ГВт в 2040 году. Даже в рамках нижнего сценария наблюдается устойчивый рост прогнозируемых мощностей в течение всего отчетного периода.
Мировые потребности в уране, оцениваемые примерно в 62,500 тU в 2021 году, увеличатся до 79,400 тU в 2030 году и до 112,300 тU в 2040 году в рамках Базового сценария. Однако мировое производство урана значительно снизилось с 63 207 тонн урана (tU) в 2016 году до 47 731 tU в 2020 году.
«Спад на рынке урана в настоящее время вызвал не только резкое снижение объемов геологоразведочных работ (на 77% с 2,12 млрд. долларов США в 2014 году до почти 483 млн. долларов США в 2018 году), но и сокращение добычи урана на действующих рудниках», - отмечается в отчете. «Согласно прогнозам, объемы добычи урана на существующих рудниках останутся достаточно стабильными до конца 2020-х годов, а в 2030- 2040 гг. сократятся вдвое».
Вторичные поставки урана, по прогнозам, будут играть постепенно уменьшающуюся роль на мировом рынке, и, несмотря на то, что посредством коммерческих запасов разрыв между спросом и предложением сократится, рынок останется дефицитным. В долгосрочной перспективе отрасли необходимо к 2040 году как минимум удвоить портфель новых проектов.
«В текущем десятилетии потребуется интенсивная разработка новых проектов, чтобы избежать возможных перебоев в поставках. Ряд проектов, находящихся на очень продвинутой стадии разработки, ожидает улучшения рыночной ситуации спроса и предложения, чтобы начать добычу урана», - говорится в отчете.
За пределами горнодобывающей промышленности.
В отчете также рассматривается спрос и предложение в секторах конверсии, обогащения и изготовления топлива. Краткосрочные потребности в гексафториде урана могут удовлетворяться за счет коммерческих запасов, а также за счет наращивания и перезапуска существующих объектов к 2023 году, но в долгосрочной перспективе потребуются дополнительные мощности по конверсии.
Существующих мощностей по обогащению урана достаточно для удовлетворения потребностей реакторов. В соответствии с Базовым сценарием дополнительные мощности могут потребоваться во второй половине следующего десятилетия - или в текущем десятилетии в соответствии с Верхним сценарием, - но модульный характер технологии и время строительства ядерных энергетических реакторов означает, что расширение мощностей по обогащению может происходить своевременно и проблемы с поставками не предвидятся.
Рынок генерации топлива отличается от других этапов ядерного топливного цикла в связи со спецификой продукции: тепловыделяющие сборки представляют собой высокотехнологичные и технологичные продукты, предназначенные для использования в конкретной активной зоне реактора, а сам рынок носит скорее региональный, а не глобальный характер. «Текущий географический сдвиг, когда спрос на ядерное топливо увеличивается в Азии и снижается на Западе, может заставить поставщиков топлива перейти от регионального подхода к более глобальному рынку», - говорится в отчете.
«Учитывая уникальное сочетание надежности, доступности, низкому уровню выбросов углерода и универсальной возможности развертывания, очевидно, что ядерная энергия будет играть еще большую роль в электроэнергетических и энергетических системах завтрашнего дня», - сказал генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Сама Бильбао-и-Леон. «Отчет о ядерном топливе ясно показывает, что ресурсов урана достаточно для удовлетворения ожидаемого роста, но для стимулирования инвестиций в добычу урана и для поддержки расширения глобального ядерного флота рынки урана необходимо перебалансировать».