МАГАТЭ выпускает согласованную модель культуры безопасности для ядерных организаций.
Культура безопасности относится к приоритетам безопасности и определяется общими взглядами, нормами, убеждениями и ценностями всех сотрудников. Ее слабые стороны влияют на количество несчастных случаев и аварий в различных отраслях, включая атомную энергетику. Но как компания может определить эффективность культуры безопасности?
«Культура часто бессознательно влияет на поведение каждого сотрудника», - говорит Кэролайн Пайк, которая консультирует национальных экспертов по культуре безопасности в атомной промышленности при МАГАТЭ. «Вот почему так важно, чтобы люди понимали особенности эффективной культуры безопасности, а организации располагали набором поведенческих показателей, помогающих оценить ее силу и качество».
В недавно опубликованной «Модели гармонизированной культуры безопасности МАГАТЭ» описываются признаки сильной культуры безопасности. В ней перечислены образцовые модели поведения - индивидуальная ответственность за безопасность, отношение к вопросу, ответственность за принятие решений, и подчеркивается, что эффективное общение и высокий уровень доверия являются одними из основных показателей здоровой культуры безопасности. Модель представляет собой всеобъемлющий инструмент, предназначенный для всех организаций, которые прямо или косвенно занимаются ионизирующей радиацией, позволяя им вносить изменения.
«Модель, которая описывает конкретные аспекты, необходимые для культуры безопасности организации, необходима для демонстрации того, что культура безопасности - это не просто дополнение к повседневным операциям или решение проблем производительности», - отмечает Пиа Оедевальд, главный советник Управления радиационной и ядерной безопасности Финляндии (STUK). «Это открывает возможности для подлинного самоанализа и более эффективных действий по развитию культуры безопасности».
Организации, связанные с ядерной отраслью, сталкиваются с трудностями при соблюдении различных наборов руководящих принципов культуры безопасности, которые схожи по своему намерению, но отличаются по структуре. Это может создать неопределенность в реализации программ для повышения культуры безопасности и затруднить измерение и оценку культуры безопасности.
Для решения этих проблем в 2016 году МАГАТЭ инициировало процесс согласования различных наборов руководящих принципов. Участники из разных стран и объектов обсудили существующие концепции культуры безопасности, разработанные учреждениями, включая МАГАТЭ, Всемирную ассоциацию ядерных операторов (ВАО АЭС) и Института ядерных энергетических операций (ИНПО), а также правительственные учреждения из Финляндии, Японии и Соединенных Штатов. Особое внимание уделялось пробелам между существующими рамками. Результатом этой работы стала новая Гармонизированная модель культуры безопасности, которая повысит защиту общества.
Модель написана таким образом, что ее можно перевести на другие языки и культуры, а также использовать на других объектах, помимо АЭС. Она включает в себя конкретные атрибуты, определяющие текущие международные ожидания.
«Мы верим, что эти концепции подойдут для всех стран, которые эксплуатируют коммерческие АЭС», - добавил Ян Мосс, заместитель директора по обучению и развитию WANO. «Они признают особую природу ядерной энергии, и усиливают внимание, уделяемое лидерами этой отрасли».
Модель представляет всеобъемлющие принципы и содержит описание атрибутов, которые присутствуют в организациях с эффективной культурой безопасности. Это согласуется с системным подходом к пониманию культуры безопасности в разных организациях. Рекомендуется, чтобы каждая из отраслей интегрировала модель в соответствии со своими потребностями.
Согласованная модель культуры безопасности станет частью применения системы управления объектами и деятельностью, которая в настоящее время обновляется и, как ожидается, будет окончательно доработана к концу 2020 года и опубликована в серии докладов МАГАТЭ по безопасности. Она будет также интегрирована в независимую оценку культуры безопасности МАГАТЭ (ИСКА) путем предоставления дополнительных нормативных критериев для оценки культуры безопасности.