Мировая гидроэнергетика рассчитывает «получить часть финансирования на зеленое восстановление» наряду с представителями основных технологий по декарбонизации, таких как ветроэнергетика, солнечная энергетика, системы хранения и производство зеленого водорода.
В феврале Международная ассоциация гидроэнергетики (IHA) в партнерстве с Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA) представила финансирование программы экологического восстановления для гидроэнергетических проектов.
Соглашение «устанавливает совместные амбиции IRENA и IHA по ускорению разработки, финансирования и внедрения устойчивой гидроэнергетики», - говорится в пресс-релизе IHA. «Это будет включать будущую политику и рыночные инициативы, направленные на вознаграждение гидроэнергетики за чистое хранение и гибкость услуг, которые эта отрасль предоставляет энергетической системе».
Согласно оценке IRENA Global Renewables Outlook за 2020 год, к 2050 году миру потребуется дополнительно 850 гигаватт гидроэнергетических мощностей для достижения климатических целей Парижского соглашения. Это эквивалентно 65-процентному увеличению текущей глобальной гидроэнергетической мощности, согласно отчету IHA о состоянии гидроэнергетики за 2020 год. «Но в настоящее время нет никаких признаков того, что необходимое финансирование для этого уровня развития будет включено в различные программы по экологическому восстановлению. Мы никогда не видели такой динамики» роста инвестиций в инфраструктуру чистой энергетики. Но пакеты зеленых стимулов ориентированы на ветер и солнце. Гидроэнергетика редко упоминается», - сказал генеральный директор IHA Эдди Рич.
Политики игнорируют гидроэнергетику.
Некоторые страны даже не признают гидроэнергетику полностью возобновляемой. И это несмотря на то, что эта отрасль является основным источником безуглеродной энергии во многих странах и на ее долю приходится 96 процентов мировых мощностей по хранению энергии в гидроэнергетических проектах.
Выступая на вебинаре, исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол сказал: «Гидроэнергетика сегодня стала «забытой рабочей лошадкой» энергетической системы. Возможно, это произошло из-за того, что такие органы, как Международное энергетическое агентство, не смогло проинформировать общественность о ценности гидроэнергетики, или потому, что солнечную и ветряную энергию, лучше лоббировали. Гидроэнергетике необходимо уделять то внимание, на которое она заслуживает, если мы хотим добиться успеха в процессе перехода на экологически чистую энергию». По его словам, включение гидроэнергетики в программы инвестиций в экологически чистую энергию в этом году «критически важно».
Гидроэнергетике предстоит «нелегкая борьба за привлечение инвестиций». По сравнению с ветром и солнечной энергией, гидроэнергетические проекты считаются дорогостоящими, трудоемкими и рискованными, так как «исторически новые плотины оказывали серьезное воздействие на природную среду и местные сообщества».
В связи с тем, что многие потенциальные участки плотин уже заняты гидроэлектростанциями, а также» в связи с растущей обеспокоенностью по поводу защиты естественной среды обитания», предстоящие проекты все чаще остаются не реализованными.
Отрасль движется к тому, чтобы продемонстрировать свою ценность.
Чтобы обойти это, в последние годы IHA был разработан кодекс практики экологического, социального и корпоративного управления (ESG), а в 2010 году Протокол оценки устойчивости гидроэнергетики.
Несмотря на то, что шаги по повышению эффективности ESG были одобрены, и геотермальная промышленность планирует принять аналогичную структуру, добровольный характер кодекса практики означает, что внедрение было неоднородным. Только около 30 проектов из нескольких сотен приняли его с 2010 года.
Помимо решения вопросов ESG, «гидроэнергетический сектор стремится предоставлять услуги по обеспечению гибкости энергосистемы в рамках европейского проекта Xflex Hydro». Также было опубликовано руководство по выявлению, оценке и управлению климатическими рисками для проектов. Но проблема отрасли заключается в том, что «текущая динамика рынка во многих случаях не обеспечивает стимулы для инвестиций, которые необходимы для развития гидроэнергетики».
«Есть и другие услуги, которые может предоставить гидроэнергетика для повышения устойчивости к наводнениям и засухе, которые вызваны изменением климата», - сказал генеральный директор IRENA Франческо Ла Камер на вебинаре IHA. «Некоторые из этих услуг не получают адекватного вознаграждения».
Неясно, каким образом IHA и IRENA могут заставить политиков пересмотреть этот момент до того, как средства для зеленого восстановления начнут поступать в мировую экономику.
Два слона в комнате.
Дебаты о том, как стимулировать новые, устойчивые гидроэнергетические проекты, не полностью учитывают тот факт, что гидроэнергетика сконцентрирована всего в двух странах, которые имеют сомнительные показатели в области ESG. Более трети всех гидроэнергетических мощностей в мире сосредоточено в Китае и Бразилии.
В этих двух странах в 2019 году было установлено более 9 гигаватт новых гидроэлектростанций, что составляет 58 процентов от всех мощностей, добавленных в этом году.
Китай уже исчерпывает возможности по строительству новых гидроэлектростанций, хотя в отношении гидроаккумулирующих ГЭС «ценностное предложение очевидно», - сказал в интервью пекинский аналитик BloombergNEF Джонатан Луан Донг. «Правительство действительно поддерживает такие проекты».
Но даже в Китае «в гидроэнергетику в основном инвестируют сетевые компании», - сказал он. «И эти сетевые компании в настоящее время вынуждены снижать розничные цены на электроэнергию, поэтому они значительно сократили свои доходы».
В результате чего, по его словам, «правительству действительно необходимо предоставлять новые стимулы для сетевых компаний. Чтобы рынок отреагировал, нужны реальные деньги».
IHA и IRENA продвигают именно такой вариант, но будет ли он реализован неизвестно.