наземная ветроэнергетика

В прошлом году более 50% чистой электроэнергии в Германии было получено на основе возобновляемых источников, в том числе 27% за счет ветроэнергетики.
Однако изменения, внесенные в закон о возобновляемых источниках энергии, возможно, приведут к тому, что распространение наземных ветроэнергетических установок, которые имеют ключевое значение для достижения Германией климатических целей, будет приостановлено.

В 2020 г. (несмотря на COVID) возобновляемая энергия составила 50,5 % от всего производства чистой электроэнергии в Германии. Береговая ветроэнергетика произвела 103 ТВт-ч, что на 3,5% больше, чем в 2019 году. Морская ветроэнергетика произвела 27 ТВт-ч, что на 11% больше, чем в 2019 году. Мощность электростанций снизилась на 12%. Окончательный состав чистой электроэнергии был следующим: ветер (27%), бурый уголь (17%), атомная энергия (13%), газ (12%), солнечная энергия (11%), биомасса (9%), каменный уголь (7%), другие (4%).

Все идеально для ветроэнергетики в Германии? Не совсем.

EEG2021: Угроза прогрессу.

Германия пересмотрела свой Закон о возобновляемых источниках энергии (EEG) в декабре 2020 года, и 1 января новый Закон (EEG2021) вступил в силу. Он включает некоторые «досадные изменения», внесенные в последний момент. Многие важные реформы, включая упрощенную выдачу разрешений, были отменены.

EEG2021 определяет правила проведения аукционов для наземной и морской ветроэнергетики на ближайшие 10 лет, а также позволяет немецкому регулирующему органу Bundesnetzagentur (BNetzA) уменьшать объемы аукционов, если существует вероятность отмены аукциона. Это полностью противоречит принципам проведения аукционов и является негативным сигналом для инвесторов. Ни в одной другой стране Европы нет такого произвольного механизма поздней корректировки объемов аукционов.

EEG2021 вводит переходную схему, которая позволит 40% турбин, отработавших 20 лет, продолжать получать «зеленый» тариф. Для отбора 40% будет объявлен тендер - подробности появятся в ближайшее время. Это позволит некоторым операторам продлить срок службы своих турбин до тех пор, пока правительство не разработает стратегию модернизации. Но в новом Законе нет ничего, что могло бы поддержать стратегию повторного использования турбин. Германия, как и все страны ЕС, до июня этого года должна установить годичный срок для принятия решений по повторному использованию турбин - в соответствии с условиями директивы ЕС по возобновляемым источникам энергии. Германия еще не установила этот срок, несмотря на то, что около 4 ГВт ветряной энергии на суше установлено 20 лет назад.

В новом законе очень мало говорится о поддержке правительственного плана из 18 пунктов по упрощению выдачи разрешений на использование берегового ветра, о котором правительство объявило в 2019 году.
Текущий целевой показатель наземной ветряной энергии на 2030 год составляет 71 ГВт - по сравнению с сегодняшними 55 ГВт. Консервативные предположения правительства об энергопотреблении до 2030 года не учитывают увеличение энергетических потребностей вследствие электрификации транспорта, теплоснабжения и промышленности. Поэтому правительство заявляет, что к 2030 году страна достигнет 65% цели в области возобновляемой электроэнергии. Но предположение о спросе на электроэнергию не соответствует действительности. Германии потребуется больше ветряных мощностей для достижения 65% возобновляемой энергии. Не говоря уже о том, что целевые показатели будут увеличены в связи с тем, что ЕС повысил свою цель по сокращению выбросов CO2 к 2030 году с 40% до 55%.

«Последние изменения, внесенные правительством Германии в Закон о возобновляемых источниках энергии, действительно разочаровывают. Регулирующий орган может произвольно сокращать объемы аукционов, если считает, что аукцион будет отменен. Кроме того, упрощение выдачи разрешений на использование берегового ветра приостановлено. Также не была разработана стратегия переоборудования ветряных электростанций, срок эксплуатации которых подошел к концу. Поэтому новый закон снижает шансы Германии на достижение цели в области возобновляемой электроэнергии до 2030 года», - говорит Джайлс Диксон, генеральный директор WindEurope.

«Есть один или два положительных момента. Федеральное правительство и правительства земель будут работать над поиском новых площадок для реализации проектов во всех регионах Германии. Новый закон также приведет к большей заинтересованности на местах в установке ветряных электростанций и системной интеграции возобновляемых источников энергии. Но сокращение льгот при отрицательных ценах на спотовом рынке увеличивает финансовые риски для инвесторов и снижает привлекательность ветроэнергетики», - говорит Джайлс Диксон.

Разрешение - свет в конце тоннеля?

Основным узким местом для новых береговых ветроэнергетических установок в Германии долгое время были сложные правила выдачи разрешений. Получение разрешения занимает много времени и часто может быть обжаловано в суде. Это замедляет работу и увеличивает затраты на разработку.

Правительство в октябре 2019 года приняло план из 18 пунктов по улучшению разрешений. Были внесены некоторые улучшения: объем разрешений увеличился, и последний аукцион был полностью подписан. За первые девять месяцев 2020 года были выданы разрешения на установку 2026 МВт. Но это на 33% меньше, чем в среднем за 2014–2016 годы, и, безусловно, недостаточно для достижения целевых показателей Германии по возобновляемым источникам энергии.

«Правительство обещает дополнительные реформы в первом квартале 2021 года. План из 18 пунктов для получения разрешений должен стать реальным. Как показал анализ Немецкой ветроэнергетической ассоциации BWE, даже относительно простые конфликты остаются нерешенными. Правительству следует отозвать предложенный проект аукционов и отменить роль контролирующего органа BNetzA», - говорит Джайлз Диксон.