После публикации Европейской стратегии по использованию морских возобновляемых источников энергии в ноябре 2020 года последовал ряд новых правительственных обязательств по развитию морской ветроэнергетики в Литве, Эстонии, Латвии, Польши, Греции и Испании. Стратегия ЕС предусматривает развитие морских ветроэнергетических установок во всех европейских морях и обещает создание региональных групп сотрудничества во всех морских бассейнах.
Черное море является одним из морских бассейнов, вызывающих интерес. По оценкам Всемирного банка, технический потенциал оффшорного ветра в Черном море составляет 453 ГВт - 269 ГВт для донного ветра и 166 ГВт для плавучего морского ветра. Парламент Румынии обсуждает законопроект о морской ветроэнергетике. Болгария также рассматривает возможности использования оффшорного ветра.
Болгарская ветроэнергетическая ассоциация и WindEurope пригласила заинтересованные стороны государственных органов Болгарии, Румынии и Европейской комиссии, а также инвесторов ветроэнергетической отрасли, для обмена мнениями о потенциале использования морских ветроэнергетических установок в Черном море.
Участники согласились, что первым шагом к запуску морского ветра является предварительное морское пространственное планирование, основанное на двустороннем сотрудничестве между Болгарией и Румынией. Ни одна из двух стран в настоящее время не предусматривает использование морских ветроэнергетических установок в национальных планах по энергетике и климату до 2030 года. Ситуация должна измениться до обновления Планов в 2023 году. Четкое представление о желаемом расширении морской ветроэнергетики к 2030 году имеет решающее значение для привлечения инвестиций. И было бы еще лучше, если бы Болгария и Румыния сотрудничали в рамках совместного проекта оффшорной ветроэнергетики, который квалифицируется как европейская инициатива в рамках Стратегии ЕС по оффшорным возобновляемым источникам энергии.
Вторым шагом будет обеспечение сосуществования морских ветроэнергетических установок с другими секторами экономики. В этом отношении решающее значение имеют национальные морские пространственные планы (MSP). Страны-члены ЕС представляют свои MSP к марту 2021 года. В них излагаются возможности использования оффшорного ветра в течение следующих шести лет в каждой стране. Ни Румыния, ни Болгария пока не указали оффшорный сектор в качестве приоритетного сектора в MSP, но пришли к выводу о том, что этот сектор нуждается в изменении в первоочередном порядке
Национальные планы по восстановлению и повышению устойчивости двух стран должны предусматривать инвестиции для расширения шельфовой ветроэнергетики. Эти планы необходимо представить в Европейскую комиссию до конца апреля 2021 года, так как государства-члены ЕС планируют инвестировать в Фонд восстановления и повышения устойчивости ЕС 653 млрд. евро. Болгария делает ставку цифровизацию электрических сетей и водородную инфраструктуру, в то время как Румыния планирует укрепление и расширение электросетей. Однако в этих Планах не предусмотрены инвестиции в инфраструктуру портов, которые будут иметь ключевое значение для развертывания морских ветроэнергетических установок.
Участники также подчеркнули необходимость создания надежной нормативно-правовой базы для морской ветроэнергетики. А также то, что контракты на разницу цен (CfD) были бы предпочтительным способом финансирования морских ветроэнергетических установок в Черном море. Эта модель дешева для правительств: они платят и получают оплату в зависимости от рыночных цен, что снижает затраты на финансирование и означает более низкие счета для потребителей энергии. Такая модель уже работает в Дании, Польше, Ирландии, Франции, Литве, Великобритании.
И последнее, при использовании морских ветроэнергетических установок необходимо сохранить биоразнообразие Черного моря. Можно использовать передовой опыт, изложенный в Offshore Coalition, который представляет собой сотрудничество между ведущими европейскими компаниями НПО и TSO «по использованию морских ветроэнергетических установок при полном уважении к охране природы и морским экосистемам».