После аварии на станции Фукусима 1 в 2011 году Япония не решалась возобновить ядерную энергетику, но сегодня можно увидеть признаки того, что ядерная энергетика в стране может возобновиться раньше, чем планировалось.
Премьер-министр Фумио Кисида, занимающий свой пост чуть больше года, является убежденным сторонник перезапуска многих существующих реакторов островного государства. В августе он также предложил рассмотреть возможность разработки реакторов нового поколения, поскольку растущие цены на энергию заставили пересмотреть политику Японии в отношении ядерной энергетики и изменить общественное мнение.
Япония в значительной степени полагалась на атомную энергетику до аварии на АЭС Фукусима. До 2011 года около 30% электроэнергии в Японии вырабатывалось с помощью атомной энергии, и ожидалось, что к 2017 году эта доля увеличится как минимум до 40%. После катастрофы все ядерные реакторы Японии были отключены от сети.
Первый реактор - энергоблок Сендай 1 (фото) - возобновил работу в августе 2015 года.
Второй энергоблок Сендай был запущен в октябре того же года. По данным Всемирной ядерной ассоциации (WNA), с тех пор было запущено еще восемь блоков, а еще 15 реакторов находятся на различных стадиях процесса получения разрешения на перезапуск. Также подали заявки два строящихся реактора (Ohma и Shimane 3). После российского военного вторжения в Украину премьер-министр Японии заявил, что “страна ускорит перезапуск девяти блоков к зиме 2022 года, а еще семи блоков - к лету 2023 года”.
1. Сендайская АЭС в Сендае, Япония.
Однако процесс перезапуска реакторов довольно сложный. Управление по ядерному регулированию Японии (NRA), которое называет себя “независимым регулирующим органом”, требует как проведения оценки безопасности своими инспекторами, так и брифинга операторов с местными органами власти. Оценка основана на новых нормативных требованиях, сформулированных NRA в июле 2013 года после консультаций с общественностью. При разработке правил уполномоченные NRA ссылались на рекомендации по безопасности Международного агентства по атомной энергии, Финляндии, Франции и США, а также на правила проведения стресс-тестов и предварительные 30-точечные меры, изданные в апреле 2012 года агентством-предшественником NRA.
Помимо получения согласия местных органов власти, процесс рассмотрения состоит из трех частей, которые могут проводиться параллельно. Среди пунктов, требуемых процедурами NRA, - проверка защиты от цунами, утверждение сейсмических требований, проверка объектов станции, утверждение детального проекта и программы эксплуатационной безопасности станции. Предэксплуатационные проверки могут проводиться после получения детального проекта, который рассматривается на втором этапе, но обычно они проводятся после завершения всех трех этапов рассмотрения.
WNA сообщает (со ссылкой на программу инженерных работ), что предэксплуатационные инспекции заняли в среднем 137 дней для пяти реакторов, которые были перезапущены к концу 2016 года. Для пяти реакторов, которые вернулись в эксплуатацию с тех пор, инспекция занимала в среднем более 200 дней.
Шинсуке Яманака, который является членом комиссии NRA с 2017 года и недавно сменил Тоёси Фукету на посту председателя агентства, заявил, что готов ускорить процесс проверки реакторов. Во время своей инаугурационной пресс-конференции 26 сентября он сказал: “Наша основная позиция заключается в проведении строгих проверок, но мы готовы принять меры для ускорения процедур регулирования и улучшения связи между нами и операторами атомных станций”.
Тем временем в Японии также идет движение за продление срока эксплуатации реакторов. В декабре Яманака изложил предлагаемые изменения, которые позволят блокам работать дольше 60 лет после проведения дополнительных проверок безопасности. Согласно действующим правилам, которые были приняты после аварии на АЭС Фукусима, срок эксплуатации ядерных реакторов в Японии ограничен 40 годами. Однако корпуса реакторов, прошедшие проверку NRA на деградацию до достижения 40-летнего рубежа, могут работать еще 20 лет. Продлением можно воспользоваться только один раз, поэтому реакторы должны быть выведены из эксплуатации по достижении 60-летнего возраста.
Согласно новому предложению, реакторы, эксплуатируемые в течение 30 лет, должны будут проходить проверки на наличие признаков деградации. Если они пройдут проверку, то реакторам будет разрешено работать еще в течении 10 лет. Каждое десятилетие реакторы должны будут проходить дополнительные испытания на деградационную безопасность, чтобы продолжать работу. При соблюдении таких условий они могут эксплуатироваться более 60 лет, если будут продолжать проходить испытания.
Деградация из-за старения происходит за счет охрупчивания корпуса реактора в результате воздействия нейтронов, коррозию внешнего корпуса контайнмента и ухудшение прочности бетона. Риски безопасности, связанные с деградацией из-за старения, со временем возрастают.
Четыре японских реактора - Михама 3, Такахама 1 и 2 и Токай 2 - находятся в эксплуатации более 40 лет. Все они, как сообщается, получили разрешение на 20-летнее продление, но только один из них, Михама 3 компании Kansai Electric Power Co. в префектуре Фукуи, возобновил работу. Еще семь действующих реакторов в Японии достигнут 40-летия в течение следующих пяти лет. В Японии 33 реактора классифицируются как действующие, а два находятся в стадии строительства.