электрическая генерация

2021 год нарушил устойчивость глобальной энергетической системы, а вторжение России в Украину в начале 2022 года привело к полномасштабным энергетическим потрясениям. В 2022 году мир “оказался в самом разгаре глобального энергетического кризиса”, - отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем отчете “Перспективы развития мировой энергетики в 2022 году” (WEO2022).

Кризис не только заставил Европу искать возможности для компенсации дефицита российского газа, а также усилил инфляцию, и создал угрозу рецессии. Правительства некоторых стран были вынуждены выделять миллиарды долларов, чтобы защитить потребителей от последствий энергетического кризиса. Германия и Япония приняли решение временно увеличить мощность нефтяных и угольных электростанций, а также продлить срок эксплуатации некоторых атомных станций.

МЭА мрачно признало, что мировые энергетические рынки остаются “чрезвычайно уязвимыми”. Но, несмотря на то, что “хрупкость и неустойчивость нынешней энергетической системы” в некоторой степени отбросила переход на чистую энергию, инвестиции в чистую энергию продолжаются. Ниже приведены некоторые ключевые тенденции, которые межправительственная организация, базирующаяся в Париже, представила в своем последнем ежегодном глобальном обзоре.

Ископаемое топливо может достичь пика в ближайшие десять лет.

МЭА впервые в рамках программы STEPS прогнозирует “пик или плато” спроса на уголь, природный газ и нефть. Это может иметь серьезные последствия для топлива, используемого для производства электроэнергии. В докладе отмечается, что в 2021 году на сектор электроэнергетики приходилось 59% всего используемого в мире угля, а также 34% природного газа, 4% нефти, 52% всех возобновляемых источников энергии и почти 100% ядерной энергии. “Доля ископаемых видов топлива в мировом энергобалансе на протяжении десятилетий оставалась стабильно высокой - около 80%. К 2030 году в рамках STEPS эта доля упадет ниже 75%, а к 2050 году составит чуть более 60%”, - говорится в отчете.

Текущий кризис требует быстрого вывода нефти и газа на рынок, но “долгосрочные решения” будут заключаться в снижении спроса на ископаемое топливо.

Грядущий всплеск мирового спроса на электроэнергию.

Однако современные тенденции развития общества создают значительные препятствия. Существенной сложностью является то, что мировой спрос на электроэнергию вырастет на 5 900 ТВт в рамках STEPS (с 24 700 ТВт в 2021 году) и более чем на 7 000 ТВт в рамках APS к 2030 году, “что эквивалентно увеличению текущего уровня спроса в США и Европейском Союзе”.  В странах с развитой экономикой основной движущей силой роста спроса является транспорт. В развивающихся странах основными движущими силами являются рост населения и повышение спроса на охлаждение. Рост спроса усиливает электрификация. “Глобальный спрос на электроэнергию в 2050 году более чем на 75% выше, чем сегодня, по сценарию STEPS, на 120% выше по сценарию APS и на 150% выше по сценарию нулевых выбросов к 2050 году (NZE)”, - отмечается в отчете.

Производство электроэнергии
1. Производство электроэнергии по источникам, ключевым регионам и сценариям, 2021 и 2050 годы. STEPS = сценарий заявленной политики; APS = сценарий объявленных обязательств; CCUS = улавливание, утилизация и хранение углерода. (Международное энергетическое агентство / World Energy Outlook 2022.)

Атомная энергетика на волне нового оптимизма.

Атомная энергетика, доля которой в мировом производстве электроэнергии в настоящее время составляет 10%, сохранит свою долю в рамках STEPS, но для этого все равно потребуется построить 120 ГВт новых ядерных мощностей в период с 2022 по 2030 год и еще 300 ГВт в период с 2030 по 2050 год. “Недавние события, рыночные условия и политика меняют взгляды на природный газ и ограничивают его роль, одновременно подчеркивая потенциал ядерной энергетики для сокращения выбросов и укрепления безопасности электроэнергии”, - отметили в МЭА. “Однако дальнейшая роль ядерной энергетики в электроэнергетике зависит от решений о продлении срока службы существующих реакторов и успеха программ по строительству новых”.

Инвестиции в чистую энергию вызывают озабоченность.

Чистая электроэнергия и электрификация наряду с расширенными и модернизированными сетями предлагают самые четкие и экономически эффективные возможности для сокращения выбросов. “Сегодняшние темпы роста внедрения солнечной фотоэлектрической энергии, ветра, электромобилей и аккумуляторов, если они сохранятся, приведут к гораздо более быстрым преобразованиям, чем прогнозируется в STEPS”, - отмечается в WEO2022. Согласно прогнозу, доля возобновляемых источников энергии в мировом производстве вырастет с 28% в 2021 году до примерно 50% к 2030 году и 80% к 2050 году. Однако переход зависит от объема инвестиций. По прогнозам STEPS, к 2030 году инвестиции в чистую энергию должны вырасти до до 2 трлн. долларов с нынешних 1,3 трлн. долларов (а в Новой Зеландии - до 4 трлн. долларов ). Особенно инвестиции отстают в странах с развивающейся экономикой.

Гибкость, устойчивость и энергетическая безопасность приобретают все большее значение

WEO2022 пытается направить политиков на то, чтобы выйти за рамки текущего кризиса и обеспечить надежность будущих систем. Это в определенной степени потребует сохранения ископаемого топлива. “Даже по мере того, как переходные процессы сокращают использование ископаемого топлива, существуют части системы ископаемого топлива, которые критически важны для энергетической безопасности, например, газовые электростанции для обеспечения пиковых потребностей электроэнергии или нефтеперерабатывающие заводы для снабжения потребителей транспортного топлива. Незапланированный или преждевременный вывод из эксплуатации этой инфраструктуры будет иметь негативные последствия для глобальной энергетической безопасности”, - отмечается в WEO2022. “Во время энергетических переходов обе системы [ископаемого топлива и чистой энергии] должны хорошо функционировать, чтобы предоставлять энергетические услуги, необходимые потребителям, даже если их соответствующий вклад изменится со временем. Поддержание безопасности электроэнергии в завтрашних энергосистемах требует новых инструментов, более гибких подходов и механизмов для обеспечения адекватных мощностей”, - говорится в документе. Основная нагрузка ляжет на генераторы электроэнергии, которые “должны быть более отзывчивыми”. Однако потребители также “должны быть более адаптированными, а сетевая инфраструктура должна быть укреплена и переведена в цифровой формат”.

Доступность электроэнергии вновь становится ключевым приоритетом.

Наряду с энергетической безопасностью, в отчете уделяется большое внимание доступности электроэнергии в будущем, так как рыночные условия и энергетический кризис привели к повышению среднемировой стоимости электроэнергии почти на 30% в 2022 году. Однако влияние на стоимость электроэнергии непропорционально велико. Европейский Союз испытывает особое давление после трехкратного роста оптовых цен на электроэнергию в первой половине 2022 года, в основном из-за высоких цен на природный газ, а также роста цен на уголь, нефть и углекислый газ, и снижения доступности атомной и гидроэнергии.