США подтвердили свою поддержку членства Индии в Группе ядерных поставщиков (ГЯП) во время государственного визита премьер-министра Нарендры Моди в Вашингтон. В длинном совместном заявлении, состоящем из 58 пунктов, Моди и президент США Джо Байден затронули широкий спектр вопросов, но ядерная энергетика упоминалась только в одном (пункт 22). В нем говорилось: "Премьер-министр Моди подчеркнул важную роль ядерной энергетики в глобальных усилиях по декарбонизации, и подтвердил, что атомная энергия является необходимым ресурсом для удовлетворения потребностей наших стран в области климата, энергетического перехода и энергетической безопасности".
Лидеры отметили продолжающиеся переговоры между Nuclear Power Corporation of India Limited (NPCIL) и Westinghouse Electric Company (WEC) о строительстве шести ядерных реакторов в Индии. Они приветствовали активизацию консультаций между Министерством энергетики США (DOE) и Департаментом атомной энергии Индии (DAE) "для содействия WEC в разработке технико-коммерческого предложения для ядерного проекта "Коввада"". Они также отметили продолжающееся обсуждение разработки технологий малых модульных реакторов следующего поколения в режиме сотрудничества для внутреннего рынка и для экспорта. Наконец, "Соединенные Штаты подтверждают свою поддержку членства Индии в Группе ядерных поставщиков и обязуются продолжать взаимодействие с партнерами-единомышленниками для достижения этой цели".
В марте 2019 года Индия и США опубликовали совместное заявление, в котором договорились укреплять сотрудничество в области безопасности и гражданской ядерной энергетики, включая строительство шести американских атомных энергоблоков. Это произошло после визита в Индию Андреа Томпсон, заместителя государственного секретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности.
Westinghouse ведет переговоры о строительстве реакторов в Индии уже несколько лет, однако проблемы, связанные с законодательством Индии о ядерной ответственности и банкротством Westinghouse в 2017 году, привели к задержкам. В 2018 году министр энергетики США Рик Перри выразил решительную поддержку проекту Westinghouse, который предусматривал строительство шести реакторов AP1000 в штате Андхра-Прадеш. Коввада была выбрана для строительства шести реакторов AP1000s компании Westinghouse, но контрактные договоренности еще не завершены.
Соглашение о строительстве американских реакторов, первоначально объявленное в 2016 году, стало возможным благодаря гражданскому ядерному соглашению между США и Индией, подписанному в 2008 году. Это, в свою очередь, привело к тому, что Группа ядерных поставщиков (ГЯП) предоставила специальное исключение Индии, которая не подписала договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и была исключена. ГЯП была создана после испытания Индией ядерного оружия в 1974 году, после чего Индия не имела возможности импортировать ядерные технологии, что заставило ее сосредоточиться на собственных ядерных разработках.
В 1994 году ГЯП приняла "Принцип нераспространения", согласно которому поставщик, независимо от других положений руководящих принципов, может разрешить передачу ядерного материала или оборудования только при условии, если он твердо убежден, что такая передача не будет способствовать распространению оружия. Длительные переговоры о включении Индии в число полноправных членов ГЯП зашли в тупик из-за противодействия Китая. Однако исключение позволило Индии подписать соглашения о гражданском ядерном сотрудничестве со многими странами.
Тем не менее, режим ядерной ответственности Индии остается камнем преткновения для Франции и США. После аварии на химическом производстве в Бхопале в 1984 году, в результате которой погибло не менее 4 000 человек и еще 4 000 стали инвалидами, и за которую американские компании так и не выплатили адекватную компенсацию, парламент Индии принял закон, возлагающий ответственность за любую аварию на поставщиков оборудования. В 2010 году в Индии был принят закон о гражданской ответственности за ядерный ущерб, который "возлагает основную ответственность за любую ядерную аварию на индийских операторов, но оставляет возможность обращения к поставщикам". Компромисс по вопросу ответственности был достигнут с Россией, которая продолжила строительство АЭС Куданкулам. Впоследствии была разработана страховая схема, предоставляющая поставщикам дополнительную защиту, но "США все еще выражают сомнения".
В настоящее время в Индии эксплуатируется 22 реактора общей чистой мощностью около 6780 МВт, которые вырабатывают около 3% электроэнергии в стране. К 2031 году Индия надеется увеличить этот показатель почти в три раза и довести общую мощность до 22 480 МВт, включая использование малых модульных реакторов (ММР).