ТП с воздушным вводом

Рассмотрим монтаж трансформаторной подстанции, предназначенной для электроснабжения коммунально-бытовых и промышленных потребителей и рассчитанной на установку одного силового трансформатора и устройства до четырех вводов воздушных линий электропередачи напряжением 6...10 кВ. Трансформаторная подстанция состоит из ячейки силового трансформатора и РУ на напряжение 038 кВ, расположенных на первом этаже.
До начала монтажа должны быть закончены все строительные работы , а также полностью укомплектовано и доставлено на приобъектный склад оборудование, необходимое для монтажа ТП.
Монтаж начинают с установки на место высоковольтных камер, низковольтных панелей и силового трансформатора. Высоковольтные камеры должны размещаться со стороны балкона, а низковольтные панели и трансформаторы - со стороны дверного проема первого этажа.
Краном поднимают камеры КСО на балкон второго этажа, а трансформатор устанавливают на направляющие. Затем камеры и панели с помощью катков, а трансформатор - по направляющим транспортируют внутрь помещения и устанавливают в проектное положение. Камеры и панели сваривают между собой, а их основания приваривают к направляющим. Силовой трансформатор закрепляют в проектном положении упорами, которые приваривают к направляющим с задней стороны трансформатора.
Далее подгоняют, устанавливают и приваривают (или закрепляют на болтах) металлоконструкции: кронштейны и скобы для высоковольтных и низковольтных изоляторов, конструкции для крепления привода секционного разъединителя, скобы для крепления барьеров в ячейке трансформатора, фасадные ограждения, скобы для крепления кабеля и т.д. Установленные металлоконструкции приваривают либо к оборудованию, либо к закладным деталям.
Одновременно с монтажом металлоконструкций размечают трассы прокладки кабелей вторичных цепей, шин внутреннего контура заземления и места установки различной аппаратуры и приборов. В размеченных местах в стенах сверлят отверстия (гнезда), в которых устанавливают детали для крепления шин заземления, кабелей, аппаратуры и приборов. Кроме того, в некоторых местах в стены и потолок заделывают металлические трубки для прохода шин заземления и кабелей.
Затем размечают и заготавливают стальную полосу для шины заземления. Эту полосу прокладывают по трассе и приваривают к деталям крепления. Все металлоконструкции и оборудование (высоковольтные камеры, панели низковольтного щита, основание разъединителя, направляющие силового трансформатора и т.д.) присоединяют к основной магистрали заземления ответвительными шинами такого же сечения. При этом последовательное соединение оборудования не допускается. Соединение шин заземления и присоединение их к оборудованию и металлоконструкциям производят сваркой внахлестку при длине шва не менее двойной ширины стальной полосы (или шести диаметров стального круга). В ячейке силового трансформатора должны быть предусмотрены места для присоединения съемных заземлений (гайки-барашки), а также специальные нулевые шины, присоединяемые к нулевому выводу силового трансформатора. После этого приступают к ошиновке установленного оборудования (соединению его со сборными и ответвительными шинами). Ошиновка выполняется в два этапа: заготовка шин и установка их на место.
Заготовку шин начинают с изготовления шаблонов из алюминиевого провода непосредственно по месту монтажа с точным соблюдением размеров и конфигурации каждого элемента шины (прямых участков, углов поворота, изгибов на ребро, на плоскость и т.д.), а также присоединения к оборудованию и другим шинам. При изготовлении шаблонов следует учитывать, что шина должна проходить кратчайшим путем с минимальным количеством изгибов и поворотов.
По шаблонам изготавливают шины, отрезают от бухты куски необходимой длины, выправляют и изгибают их в соответствии с шаблонами и сверлят в них отверстия под болты по центрам опорных изоляторов, а также в местах присоединения. Места сверления отверстий предварительно размечают я примеряют заготовку непосредственно по месту установки. Концы отрезанных шин и места сверленых отверстий зачищают от заусенцев напильником.
При заводской поставке сборных и ответвительных шин (совместно с высоковольтными камерами и панелями низковольтного щита) заготавливают только шины для шинного моста в РУ на напряжение 6... 10 кВ и для соединения силового трансформатора с низковольтным щитом в РУ на напряжение 0,38 кВ.
Сборные шины прокладывают по высоковольтным камерам н распределительным щитам и прикрепляют болтами к опорным изоляторам, ранее установленным на камерах, панелях и металлоконструкциях. Ответвительные шины монтируют также на опорных изоляторах и присоединяют с одной стороны к оборудованию (например, к разъединителям на высоковольтных камерах, к проходным изоляторам силового трансформатора и т.д.), а с другой стороны - к сборным шинам. Соединяют шины внахлестку на болтах или сваркой. Контактные поверхности предварительно зачищают и смазывают техническим вазелином.
Нулевую шину прокладывают отдельно от остальных и присоединяют к нулевому выводу силового трансформатора и каркасу низковольтного распределительного щита.
Для прохода шин на напряжение 0,38 кВ от трансформатора до низковольтных щитов в стене установлена проходная асбоцементная плита. Для соединения трансформатора с камерами КСО в потолке первого этажа в ячейке трансформатора имеется плита под проходные изоляторы.
Монтируют шины обычно с приставных лестниц или лестниц-стремянок. Затем приступают к установке приборов и аппаратов, монтажу вторичных цепей и электроосвещения подстанции. Для этого в ранее размеченных местах к установленным деталям крепления присоединяют панели реле, светильники, разветвительные коробки, шкаф счетчиков и другую аппаратуру. Устанавливают также деревянные розетки, к которым прикрепляют выключатели, штепсельные розетки, стенные патроны и т.д. После этого прокладывают контрольные кабели вторичных цепей и кабели электроосвещения.
Кабели прокладывают в основном по дну кабельных каналов, а частично крепят по стенам к ранее установленным закладным деталям скобками из мягкого железа. Концы кабелей подводят к приборам, аппаратам, клеммам, распаечным коробкам, примеряют и разделывают. Затем жилы всех контрольных кабелей прозванивают, надевают на них хлорвиниловые трубки, бирки-оконцеватели, концы жил зачищают и присоединяют к клеммам. В распаечных коробках концы жил кабелей соединяют в соответствии со схемами.
В РУ на напряжение 0,38 кВ по проложенным в полу трубам прокладывают силовые кабели. Для этого в трубы протягивают проволоку, прикрепляют к ней конец кабеля и протягивают его через трубу. Затем кабели разделывают, монтируют термоусаживаемые концевые муфты и присоединяют их к ранее смонтированным шинам в панелях и шкафах.
Закончив монтаж, окрашивают металлоконструкции и шины: фазу А - в желтый цвет, фазу В - в зеленый, фазу С - в красный. При этом шины должны располагаться в такой последовательности:

  1. сборные - фаза А - наиболее удаленная, В - средняя, С - ближайшая к проходу;
  2. ответвительные - фаза А - левая, В - средняя, С - правая.

Нулевую шину и шины заземления окрашивают в черный цвет. Стыки шин и места присоединения также окрашивают. Все металлоконструкции окрашивают обычно в серый цвет. На высоковольтные камеры, низковольтные щиты и двери ТП наносят необходимые надписи и прикрепляют предупредительные плакаты.
Затем готовят оборудование к выключению: проверяют правильность захода ножей разъединителей и выключателей нагрузки, регулируют приборы, проверяют работу выключателей и т.п.
В монтаже ТП участвуют четыре электромонтажника и один машинист автокрана. Затраты труда составляют 360- 390 чел.-ч, продолжительность монтажа - около 90 ч.
В настоящее время промышленность предлагает комплектные ТП мощностью 160...2500 кВ-А на номинальное напряжение 6... 10 кВ в бетонном корпусе - для городских и промышленных сетей; в металлическом корпусе (киоскового типа) - для сельских сетей; в оболочке из утепленных «сэндвичи-панелей - для тяжелых условий эксплуатации при низких температурах окружающей среды (рис. 2).
Распределительное устройство комплектуется камерами одностороннего обслуживания с выключателями нагрузки, вакуумными или элегазовыми выключателями.
Соединение силового трансформатора с ячейкой РУ на напряжение 6...10 и 0,38 кВ выполняется шинами.
Ввод воздушных линий напряжением 6...10 кВ в ТП в металлическом корпусе (рис. 2) осуществляется либо кабельной перемычкой с концевой опоры, либо изолированным самонесущим проводом через приставной воздушный ввод.
Комплектные трансформаторные подстанции
Рис. 2. Комплектные трансформаторные подстанции блочно-модульного типа:

Трансформаторные подстанции поставляются в полной заводской готовности, что обеспечивает их быстрый монтаж на объекте.
Срок эксплуатации подстанций в бетонном корпусе - 40 лет, в металлическом корпусе - 20, в оболочке из утепленных «сэндвич»-панелей - 25 лет.
Блочная комплектная одно- или двухтрансформаторная типовая либо проходная подстанция в бетонном корпусе состоит из одного или нескольких блоков, каждый из которых включает: кабельный полуэтаж высотой 900... 1500 м, массой около 7,8 т с отверстиями для ввода кабелей, являющийся одновременно фундаментом, монолитный железобетонный корпус со стенами толщиной 100 мм с внутренними коридорами обслуживания, крышу плоскую бетонную или металлическую двух- либо четырехскатную.
При монтаже ТП сначала монтируют кабельный полуэтаж, который устанавливают в предварительно вырытый котлован на спланированную песчано-гравийную смесь слоем толщиной 150...200 мм или на уложенные железобетонные плиты. Далее монтируют корпус, крышу и силовой трансформатор.
Панели типа «сэндвич» толщиной 100 мм представляют собой параллельно соединенные металлопластиковые панели, разделенные слоем минеральной ваты. Пол ТП в оболочке из утепленных «сэндвичи-панелей выполняется из стального рифленого листа сварным с утеплителем из минеральной ваты толщиной 150 мм. В полу предусмотрены кабельные каналы, люки для кабелей и маслоприемник под полный объем масла, залитого в силовой трансформатор.