2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
2.1. Общие требования
2.1.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться под руководством ответственного лица из числа инженерно-технических работников или высококвалифицированных рабочих (бригадира).
2.1.2. Ответственный за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ обязан:
определить способ погрузки и разгрузки;
произвести расстановку рабочей силы;
проверить исправность приспособлений и средств индивидуальной защиты;
установить порядок обмена условными сигналами между подающим сигналы стропальщиком и машинистом подъемно-транспортного оборудования при производстве работ механизированным способом;
провести инструктаж рабочим перед началом работ с оформлением соответствующей записи в журнале инструктажа.
2.1.3. Оформление технологической документации, предусмотренной ГОСТ 3.1102-81 (маршрутных карт, карт технологических процессов, карт типовых технологических процессов и др.) на процессы производства погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов, а также правила отражения требований безопасности в ней - в соответствии ГОСТ 3.1602-74 и ГОСТ 3.1120-83.
2.1.4. Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Приспособления по обеспечению безопасного производства работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.012-75.
2.1.5. При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием следует использовать только маркированные, исправные, соответствующие грузоподъемности, прошедшие осмотр и испытания, сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления.
2.1.6. Не допускается перемещение груза подъемно-транспортным оборудованием над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, а также нахождение рабочих на грузе.
В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне действия грузоподъемных механизмов запрещается находиться посторонним лицам.
2.1.7. Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки-разгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается.
2.1.8. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами (по ГОСТ 19433-81) при обнаружении несоответствия их тары требованиям нормативно-технической документации, неисправности ее, а также при отсутствии на ней маркировки и предупредительных надписей.
2.1.9. Железнодорожные вагоны, полувагоны и платформы перед погрузкой (разгрузкой) должны быть заторможены с обеих сторон тормозными башмаками.
Для перекрытия промежутков между рампой склада и вагоном необходимо применять прочные переносные металлические мостки, которые должны иметь крючья для захвата за дверной рельс, а также ребра жесткости и шины, предотвращающие их произвольное перемещение во время работы.
2.1.10. Для открывания (закрывания) дверей, люков, бортов железнодорожных вагонов следует использовать подвесные или напольные люкоподъемники с пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом, навесные или переносные лебедки или другие приспособления, обеспечивающие безопасность производства этих работ.
Запрещается закрывать двери, держась рукой за дверную стойку вагона.
2.1.11. При открывании дверей вагонов рабочие должны находиться за полотном дверей, держась за поручни.
При открывании бортов железнодорожной платформы рабочие должны находиться у торца платформы (или борта).
2.1.12. При заклинивании дверей вагонов, в случае деформации или засорения рейки, для открывания (закрывания) дверей необходимо использовать ручные лебедки навесного типа, специальные ключи и другие приспособления (Приложение 1).
2.1.13. Перед выгрузкой опасных грузов необходимо проветрить вагон в течение 30 минут, открыв двери с противоположной стороны.
2.1.14. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты соответствующей санитарной обработке в зависимости от свойств груза.
2.1.15. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химические свойства груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.
2.1.16. При погрузочно-разгрузочных работах не допускается кантовать, волочить, захватывать железными крюками и сбрасывать груз с высоты.
2.1.17. Курить при производстве погрузочно-разгрузочных работ запрещается.
Разрешается курить только во время перерывов и в специально отведенных местах.
2.2. Погрузка (разгрузка) баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными под давдлением газами
2.2.1. Баллоны, подлежащие погрузке (разгрузке), должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением в части эксплуатации, маркировки, технического освидетельствования и соответствия конструкции.
2.2.2. Баллоны с газами, как правило, следует грузить при помощи подъемно-транспортного оборудования в специальных контейнерах, своевременно прошедших испытания и осмотр.
2.2.3. Конструкция контейнера должна обеспечивать устойчивое положение баллонов - для каждого баллона должна быть отдельная ячейка (гнездо).
2.2.4. Контейнер должен иметь захваты (петли, скобы, цапфы, проушины и т.п.).
На каждом контейнере должны быть указаны предприятие-изготовитель, товарный знак, месяц и год изготовления, а также масса брутто, собственная масса контейнера и его объем.
2.2.5. При погрузке (разгрузке) контейнеров с баллонами необходимо поднимать их только за все захваты и ставить в один ярус.
2.2.6. Допускается погрузка баллонов без контейнеров, но обязательно с прокладками между ними.
2.2.7. Погрузку (разгрузку) баллонов следует производить специальными грузозахватами.
2.2.8. При погрузке (разгрузке) баллонов должны приниматься меры, предотвращающие их падение, повреждение и загрязнение.
Запрещается грузить баллоны без предохранительных колпаков, а также грузить на баллоны другой груз.
2.2.9. Баллоны с горючими газами (водород, ацетилен, пропан, этилен и др.) следует грузить отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окисляющими газами.
Баллоны, в которых обнаружена утечка газа, необходимо немедленно удалить и принять соответствующие меры безопасности.
2.2.10. Погрузку (разгрузку) баллонов с кислородом и другими окисляющими газами необходимо производить, не допуская попадания на них жиров, минеральных масел и других горючих веществ, а также кислот и щелочей.
2.2.11. Вручную баллоны следует перемещать на специально оборудованных (гнездами, башмаками) тележках или при помощи других устройств (гидравлических захватных устройств, цепных конвейеров и т.п.).
Баллоны с горючими газами следует перемещать на тележках, снабженных резиновыми шинами или гнездами, обшитыми резиной.
2.1.12. Погрузка (разгрузка) баллонов вручную массой более 30 кг допускается только двумя рабочими (мужского пола).
Запрещается поднимать и перекатывать баллоны, держась за предохранительный колпак или вентиль, а также переносить их на плечах и спине.
2.3. Погрузка (разгрузка) легковоспламеняющихся жидкостей, веществ и материалов, окисляющих веществ и органических перекисей
2.3.1. Погрузку (разгрузку) легковоспламеняющихся жидкостей(ЛВЖ) и легковоспламеняющихся веществ и материалов(ЛВМ), как правило, следует производить механизированным способом.
2.3.2. Конструкция оборудования, грузозахватных приспособлений, тары и инструмента, а также материалы, использованные для их изготовления, должны исключать возможность искрообразования.
2.3.3. Погрузку (разгрузку) ЛВЖ и ЛВМ во время грозы производить запрещается.
2.3.4. Загрузку (разгрузку) цистерн с ЛВЖ следует производить на сливо-наливных пунктах отправителя или получателя с помощью насосов по трубопроводам или передавливанием, соблюдая при этом требования безопасности, установленные стандартами (на конкретный вид продукта), Правилами перевозок грузов, а также отраслевыми инструкциями по наливу, сливу.
2.3.5. Для местного освещения во время сливо-наливных операций необходимо применять переносные светильники напряжением не выше 12 В, уровень взрывозащиты или степень защиты которых должны соответствовать таблице 7.3.12 ПУЭ.
2.3.6. При погрузке (разгрузке) ЛВЖ и ЛВМ, способных при взаимодействии с водой выделять горючие газы, попадание на них влаги не допускается.
2.3.7. При погрузке (разгрузке) ЛВЖ и ЛВМ не допускается попадание их на древесные опилки, стружки, уголь и другие материалы, способные самовозгораться.
2.3.8. Погрузку (разгрузку) металлических бочек и барабанов с ЛВЖ и ЛВМ производят по наклонно установленным трапам, настилам или мосткам. Ставить бочки пробками вниз запрещается.
2.3.9. Погрузку (разгрузку) бутылей с ЛВЖ следует производить в прочных корзинах (обрешетках) или использовать для этих целей специальные тележки, носилки, которые должны быть оборудованы гнездами и бортами.
Допускается переносить на короткие расстояния корзины с бутылями двумя рабочими, но только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины.
Переносить бутыли с ЛВЖ на спине, плече и перед собой запрещается.
2.3.10. При обнаружении течи в бочках или бутылях с ЛВЖ их удаляют, а место разлива засыпают песком. Песок собирают деревянной лопатой в ящик и удаляют в специально отведенное место.
Место разлива обезвреживают и тщательно промывают водой или другим веществом в зависимости от свойства груза.
2.3.11. Обнаруженные при погрузке (разгрузке) поврежденные бочки, барабаны с карбидом кальция и другими веществами, способными при взаимодействии с водой выделять тепло и горючие газы, необходимо накрыть брезентом и удалить в безопасное место.
2.3.12. Погрузку (разгрузку) белого (желтого) фосфора в бочках следует производить лишь в светлое время суток с обязательным соблюдением мер предосторожности, исключающих возможность нарушения герметичности тары.
2.3.13. Погрузку (разгрузку) окисляющих веществ и органических перекисей следует производить, соблюдая те же требования безопасности, что и при погрузке (разгрузке) ЛВЖ и ЛВМ.
2.4. Погрузка (разгрузка) едких и коррозийных веществ
2.4.1. Погрузку (разгрузку) бутылей с кислотами, щелочами и другими едкими жидкостями следует производить в прочных корзинах (обрешетках), выложенных внутри асбестом, кислотостойкой стружкой, пенополистирольными порофторопластовыми вкладышами или другими стойкими к кислотам и щелочам материалами или использовать для этих целей специальные тележки, носилки, которые должны быть оборудованы гнездами и бортами.
2.4.2. Разгружать едкие и коррозийные вещества из вагона следует со специальных рамп, настил которых находится на одном уровне с полом вагона.
2.4.3. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на тележках или электропогрузчиках.
2.4.4. Налив, слив и транспортирование едких и коррозийных веществ следует производить в соответствии с Правилами перевозок грузов и отраслевыми инструкциями.
2.4.5. Пролитые кислоты и щелочи или рассыпанные едкие вещества необходимо засыпать песком и убрать в специально отведенное место.
Место россыпи (разлива) нейтрализовать и промыть большим количеством воды.
2.4.6. При попадании кислоты на кожные покровы необходимо смыть ее обильной струей воды в течение 10-15 мин.
При химических ожогах глаз кислотой или щелочью необходимо до обращения в медпункт обязательно промыть пострадавшему глаза большим количеством воды, используя для этого питьевые фонтанчики.
2.5. Погрузка (разгрузка) сыпучих грузов
2.5.1. Погрузку (разгрузку) сыпучих грузов следует производить механизированным способом при помощи конвейеров, пневмотранспорта и погрузочно-разгрузочных машин.
2.5.2. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать при помощи шланги со специальных мостиков, а закрывать - при помощи подвесных, напольных люкоподъемников с пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом, а также при помощи навесных или переносных лебедок и других приспособлений (Приложение 2).
Рабочий при этом должен находиться на безопасном расстоянии от открываемого люка.
2.5.3. При ликвидации зависания (с помощью вибраторов и специальных приспособлений) сыпучих грузов в емкостях, башнях и бункерах нахождение работающих непосредственно под зависающим грузом и на его поверхности не допускается.
2.5.4. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.
2.5.5. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, стоящих на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса, а для горных работ - по всей протяженности бровки следует иметь породную отсыпку высотой не менее 0.7 м и шириной не менее 1.5 м.
2.5.6. Основание штабеля, выгружаемого из вагона сыпучего груза, следует располагать на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки крайнего рельса железнодорожного или подкранового пути, а при высоте штабеля более 1.2 м - не менее 2.5 м.
2.6. Погрузка (разгрузка) тарно-штучных грузов
2.6.1. Погрузка (разгрузка) тарно-штучных грузов производится при помощи погрузчиков, конвейеров, штабелеукладчиков.
В отдельных случаях допускается погрузка (разгрузка) тарно-штучных грузов вручную, соблюдая при этом соответствующие меры безопасности и нормы предельно-допустимых нагрузок.
2.6.2. Для погрузки (разгрузки) тарно-штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1.5 м с уклоном не более 5°.
2.6.3. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры (универсальные и специализированные), средства пакетирования, а также специальные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов.
Перемещение грузов в пакетах должно соответствовать требованиям ГОСТ 21929-76.
2.6.4. Погрузку (разгрузку) контейнеров необходимо производить с помощью специализированного подъемно-транспортного оборудования (контейнерные краны, причальные контейнерные перегружатели, контейнерные напольные погрузочно-разгрузочные средства, средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ внутри контейнеров, контейнерные захваты и др.).
2.6.5. Грузы в мешках, кулях и кипах укладываются в устойчивые штабеля:
вручную - на высоту не более 2 м;
при помощи механизмов - до 6 м.
2.6.6. Мешки следует укладывать по ширине и длине "вперевязку" для образования устойчивых стенок штабелей.
2.6.7. Грузы в бочках и барабанах при отсутствии средств механизации разрешается грузить вручную путем перекатывания. Переноска таких грузов на спине (независимо от их веса) запрещается.
2.6.8. Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76.
2.6.9. Дештабелирование грузов следует производить только сверху вниз.
2.7. Погрузка (разгрузка) тяжеловесных и длинномерных грузов
2.7.1. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами (оборудование, металлические и железобетонные конструкции, лесоматериалы, трубы, рельсы и т.п.) необходимо производить, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования (кранов, лебедок, блоков, тельферов, талей и др.).
2.7.2. Производство работ по перемещению тяжеловесного оборудования и машин (весом более 500 кг) разрешается только при наличии плана организации работ, в котором должны быть разработаны мероприятия по безопасности труда.
2.7.3. Погрузку (разгрузку) тяжеловесных и длинномерных грузов (длиной более 2м) с помощью грейфера, электромагнита и других грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузове загружаемого (разгружаемого) транспортного средства.
2.7.4. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена* и иметь сигнализацию, предупреждающую об опасности нахождения в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.
2.7.5. При подъеме грузов необходимо следить за правильностью намотки канатов грузоподъемных устройств на барабаны лебедок.
2.7.6. Строповка крупногабаритных грузов должна производиться съемными грузозахватными приспособлениями за специальные устройства(строповочные узлы, петли) или обозначенные места, в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.
2.7.7. Грузы, сложенные в пакеты, должны строповаться таким образом, чтобы при подъеме была исключена возможность их падения.
2.7.8. При механизированной погрузке (разгрузке) длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы.
Перед подъемом и перемещением груза должны быть проверены устойчивость груза и правильность его строповки.
2.7.9. Груз предварительно поднимают на высоту не более 0.2-0.3 м для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза и только после этого продолжают подъем.
2.7.10. Перемещение грузов следует производить плавно, без рывков и ударов. Оставлять на весу поднятый груз, а также находиться людям в зоне поднимаемого (опускаемого) груза запрещается.
2.7.11. Не допускается поддерживать, разворачивать и направлять находящийся на весу груз непосредственно руками. Эти операции следует производить при помощи отводного крюка или веревки, прикрепленной к грузу.
2.7.12. При укладке длинномерных грузов необходимо принимать меры против самопроизвольного скатывания их со штабелей, для чего следует устанавливать подпорки и крепления с обеих сторон штабеля и применять специальные захваты (клещи).
2.7.13. Трубы должны укладываться следующим образом:
диаметром до 0.3 м - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами;
диаметром более 0.3 м - в штабель высотой до 3 м в "седло" без прокладок. Нижний ряд труб при этом должен быть уложен на прокладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами.
2.7.14. При переноске длинномерных грузов на плечах необходимо надевать наплечники. Переносить длинномерные грузы должны не менее двух рабочих на одноименных плечах, рабочие при этом должны идти в ногу. Снимать с плеч длинномерные грузы следует по команде работающего, идущего сзади.
2.7.15. При погрузке (разгрузке) барабанов с кабелем, проводом или тросом нельзя их сбрасывать.
Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений, установленных с противоположной стороны от работающего.
2.7.16. При перемещении тяжеловесных грузов вручную необходимо соблюдать следующие правила:
при мягком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы;
применяемые катки для перемещения грузов должны быть прочные, ровные и достаточной длины, концы их не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 0.3-0.4 м;
для подведения катков под груз следует пользоваться ломами или реечными домкратами;
запрещается поправлять катки под грузом руками или ногами;
запрещается брать каток для перекладывания его вперед раньше, чем он полностью освободиться из-под груза;
во время передвижения груза необходимо следить, чтобы катки не поворачивались под углом по отношению к направлению движения груза;
при перемещении груза вниз по наклонной плоскости необходимо применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился под действием собственной тяжести.
* При наличии на захватах страхующих лап зону подъема и перемещения грузов можно не ограждать