Содержание материала

Система технического обслуживания и ремонта электродвигателей предусматривает периодическое выполнение комплекса работ, направленных на обеспечение исправного состояния электродвигателей и их надежную и экономическую эксплуатацию. По ГОСТ 18322-78* плановый ремонт подразделяется на капитальный (К), средний (С) и текущий (Т) ремонты. Текущий ремонт — это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности электродвигателя и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей. Под средним подразумевают ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного ресурса электродвигателей с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемым в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
Капитальный ремонт — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса электродвигателя с заменой или восстановлением любых его деталей и узлов. На АЭС должен производиться планово-предупредительный ремонт (ППР) оборудования.
На энергоблоках АЭС, конструкция которых требует останова на перегрузку топлива, ремонт электродвигателей приурочивают к этому останову. Нормы продолжительности ремонта оборудования АЭС представлены в табл. 1. В эти сроки должны быть выполнены все ремонты электродвигателей, а также испытания, измерения, наладка, опробование на холостом ходу и с механизмом.
Обычно капитальный ремонт электродвигателей производится одновременно с ремонтом вспомогательного оборудования (насоса или вентилятора). Совмещение сроков проведения ремонтов электродвигателей с механизмами целесообразно по условиям снижения трудозатрат на работы, связанные с центровкой, пробным опробованием после окончания ремонта, подготовкой рабочего места оперативным персоналом и т.п.
Первый после монтажа капитальный ремонт электродвигателей с выводом ротора выполняется через 12 мес работы.

Таблица 2. Нормы продолжительности ремонта оборудования АЭС


Тип реактора

Продолжительность ремонта, календарные сут.
капитального среднего текущего

РБМК-1500

80

40

10»

РБМК-1000

 

 

 

ВВЭР-1000

70

37

10*

ВВЭР-440, ВВЭР-365, ВВЭР-210

55

30

6**

* В год проведения среднего ремонта продолжительность ремонта составляет 15 сут.
** В год проведения среднего ремонта продолжительность ремонта составляет 9 сут.

Таблица 3. Структура ремонтных циклов реакторов АЭС


Тип реактора

Вид и суммарная продолжительность ремонта, календарные сут.

 

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

РБМК-1500

К-Т, 90

С-Т, 55

С-Т, 55

С-Т, 55

К-Т, 90

РБМК-1000

К-Т, 90

С-Т, 55

С-Т, 55

С-Т, 55

К-Т, 90

ВВЭР-1000

К-Т, 80

С-Т, 52

С-Т, 52

С-Т, 52

К-Т, 80

ВВЭР-440

К-Т, 61

С-Т, 39

С-Т, 39

С-Т, 39

К-Т, 61

ВВЭР-210, ВВЭР-365

К-Т, 61

С-Т, 39

С-Т, 39

С-Т, 39

К -Г, 61

Периодичность текущего ремонта электродвигателей определяется в основном сроками замены турбинного масла и консистентной смазки в подшипниках. При планировании сроков капитальных, средних и текущих ремонтов учитывается техническое состояние электродвигателей, устанавливаемое в процессе эксплуатации (нагрев активных частей, вибрация, состояние подшипниковых узлов, степень загрязненности воздухоохладителей и т.п.). Ремонт электродвигателей выполняют на основании годовых и месячных графиков ремонта, увязав с графиком ремонта основного оборудования в соответствии со структурой ремонтных циклов реакторов АЭС, определенных по табл. 2.
Эти графики согласовываются с подрядными организациями и утверждаются главным инженером АЭС. Для уменьшения единовременного количества ремонтного персонала в период останова энергоблока в ремонт необходимо планировать мероприятия, снижающие радиационное воздействие на ремонтный персонал.

Объем ремонтов и предмонтажной ревизии электродвигателей

До вывода в ремонт и в период капитального ремонта электродвигателей выполняют следующие работы:
профилактические испытания и измерения, проверку зазоров в уплотнениях и воздушных зазоров между ротором и статором;
проверку зазоров в подшипниках и натягов крышки подшипника на вкладыш (для подшипников скольжения);
проверку осевого разбега ротора (для подшипников скольжения); замер температуры обмотки статора, воздуха в системе вентиляции, охлаждающей воды воздухоохладителя, опорных подшипников и подпятника, турбинного масла;
определение величины слива масла из подшипников скольжения; проверку центровки роторов электродвигателя и механизма; замер сопротивления подстуловой изоляции и маслопроводов; полную разборку электродвигателя; вывод ротора;
осмотр и чистку всех деталей и узлов; проверку плотности прессовки активной стали; осмотр сварных швов и деталей крепления;
проверку крепления обмотки статора в пазовой и лобовой частях; проверку лобовых частей обмотки статора на отсутствие натиров изоляции и проседания корзины; замену уплотняющих прокладок воздухоохладителей (при необходимости);
чистку и гидравлические испытания воздухоохладителей; проверку крепления соединительных и выводных шин, осмотр внешнего состояния изоляции;
испытание активной стали статора на нагрев и потери (при необходимости);
осмотр коробки выводов;
проверку плотности установки стержней ротора; проверку крепления сердечника ротора;
осмотр вентиляторов и бандажных колец ротора с дефектоскопией;
проверку крепления балансировочных грузов;
ремонт подшипниковых узлов;
сборку электродвигателя;
измерения и испытания после ремонта;
пуск и сдачу электродвигателя под нагрузкой.
Во время текущего ремонта электродвигателя выполняют следующие работы:
чистку и продувку сухим сжатым воздухом; осмотр, замер зазоров и замену смазки в подшипниках; проверку воздушных зазоров между статором и ротором; осмотр и проверку коробки выводов; замер сопротивления изоляции обмотки статора. Объем текущего ремонта уточняется в зависимости от технического состояния электродвигателя.
Объем предмонтажной ревизии зависит от конструкции электродвигателей, способа поставки (в разобранном или собранном виде), технического состояния, которое зависит во многом от соблюдения правил транспортировки и хранения и др. В объем предмонтажной ревизии входят следующие работы:
внешний осмотр и устранение обнаруженных дефектов; проверка комплектности и консервации электродвигателей; измерения и испытания, характеризующие состояние изоляции обмотки статора;
проверка состояния подшипниковых узлов и подпятника с необходимыми замерами зазоров, натягов, наличия смазки, отсутствия течей из картеров по указательным стеклам; проверка подстуловой изоляции; проверка воздушных зазоров между статором и ротором; проверка состояния коробки выводов, выводимых концов, опорных изоляторов;
проверка состояния вентиляторов наружного обдува; проверка вращения ротора и отсутствие задевания ротора за статор и за уплотнения.
Контроль качества ремонтных работ
Качество выполняемых ремонтных работ является одним из основных показателей проведения ремонта. Контроль качества является неотъемлемой частью технологического процесса. Объективными показателями качества являются измерения и испытания (электрические, тепловые и механические), но не меньшее значение имеют также органолептические методы контроля, например визуальный осмотр, который в ряде случаев является основным или даже единственным критерием определения качества. Согласно "Правилам организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей" РДПр 34-38-030-84, качество выполненных ремонтных работ может быть определено оценками: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. Оценка качества отремонтированного электродвигателя устанавливается с учетом выполнения основных и дополнительных требований, которые приведены в РДПр 34-38-030-84.
После окончания приемосдаточных испытаний устанавливается предварительная оценка, а по результатам подконтрольной эксплуатации — окончательная. Ремонтное предприятие, производящее ремонт, должно гарантировать соответствие отремонтированных электродвигателей требованиям нормативно-технической документации в течение гарантийного срока при соблюдении АЭС правил транспортирования, хранения и эксплуатации. Гарантийный срок для электродвигателей обычно составляет 12 мес с момента включения электродвигателей под нагрузку.