Одним из основных направлений развития комплексной механизации прокладки кабелей является оснащение электромонтажных организаций спецавтомобилями для монтажа кабельных линий в открытых кабельных сооружениях: траншеях, каналах, по эстакадам. Прокладка кабеля с движущегося транспортного средства создает наиболее высокий уровень комплексной механизации, обеспечивающей выполнение технологического процесса полностью машинным способом, участие монтажника при этом сводится к управлению и регулированию агрегатов.
Спецавтомобили для прокладки кабелей содержат в своем составе все устройства и агрегаты, необходимые при выполнении всего цикла требуемых технологических операций по укладке кабельной линии в проектное положение. Решающим условием возможности применения спецавтомобиля для прокладки является наличие вдоль кабельной трассы транспортного проезда или полосы отчуждения.
Отсутствие в реальных условиях производства электромонтажных работ на промышленных или гражданских объектах возможности проезда вдоль трассы из-за недостатков в организации строительства, отсутствия соответствующих указаний в генплане в значительной степени сдерживают применение снецавтомобилей, а также их разработку и производство. Одним из решений задачи является использование автомобилей повышенной проходимости или гусеничных тракторов.
Создание комплексных и специализированных бригад, оснащенных спецавтомобилями, является одной из прогрессивных форм организации труда в электромонтажном производстве, обеспечивающих рост производительности труда, исключающих ручной труд и сокращающих сроки монтажа.
Рядом электромонтажных организаций различных ведомств изготовлены и эксплуатируются спецавтомобили для прокладки силовых кабелей, из которых рассмотрим конструкцию спецмашины на базе автомобиля ЗИЛ-130, наиболее характерную но функциональному назначению.
Специализированная машина на базе автомобиля ЗИЛ-130 с двухосным прицепом ИАПЗ-754Т предназначается для выполнения комплекса операций по прокладке кабеля в земляных траншеях: перевозки барабанов с кабелем, механизированной размотки и укладки кабеля на дно траншеи, а также затяжки кабеля в трубную кабельную канализацию и прогрева кабеля в зимнее время. Спецмашина может быть использована для прокладки кабеля в других видах коммуникаций, например в тоннелях, трубных блоках, эстакадах, где будет использована ее тяговая лебедка в сочетании с комплексом средств механизации для данного кабельного сооружения.
Спецавтомобиль на базе ЗИЛ-130 с двухосным прицепом
Кузов машины представляет собой металлическую сварную раму из швеллера и листовой стали, закрепленную хомутами к лонжеронам автомобиля, с верхним каркасом из газовых труб, обтянутых брезентовым тентом, в боковых и задних стенках которого предусмотрены затягивающиеся шторки с ременными застежками для входа внутрь и обслуживания механизмов, установленных на машине. Для освещения кузова в боковых и передней стенках тента предусмотрены окна из технического целлулоида. В кузове машины размещена лебедка грузоподъемностью 30 кН с барабаном канатоемкостью 500 м, привод которой осуществляется от коробки отбора мощности через карданный вал и специальный, установленный на одной раме с лебедкой редуктор, соединенные между собой кулачковой муфтой.
Привод остальных механизмов осуществляется через промежуточный вал, на котором размещены четыре звездочки для роликовтулочных цепей. Одна звездочка с двусторонними кулачками передает вращение от звездочки предохранительной муфте, установленной на валу редуктора. Тремя остальными звездочками осуществляется вращение механизмов подъема и кабельного барабана.
Домкраты, на которые устанавливается барабан с кабелем, выполнены в виде двух сварных стоек из швеллеров, опорной плиты и подкосов. Внутри между швеллерами расположены винты с подъемными гайками, на которых закреплены кронштейны для установки вала кабельного барабана. На верхнем конце каждого винта установлена пара конических зубчатых колес со звездочками, соединенными роликовтулочной цепью с промежуточным валом. Для вращения барабана с кабелем на кронштейне левой стенки расположена звездочка, соединенная роликовой цепью с промежуточным валом, имеющим полумуфту, которая входит в зацепление с кулачками вала кабельного барабана.
Переключение кулачковых муфт производится рукояткой, имеющей три фиксирующих положения: первое — нейтральное; второе — передача вращения винтом на подъем барабана с кабелем; третье - передача вращения барабану. В зоне промежуточного вала на стойках сварной конструкции из стальных труб установлен отклоняющий блок для каната лебедки, который скользит по горизонтальной оси, закрепленной на двух опорах.
Для погрузки и разгрузки барабанов с кабелем предусмотрены наклонные пандусы, а для обеспечения устойчивости автомобиля в момент накатывания барабана с кабелем предусмотрены винтовые домкраты. Пандусы и домкраты шарнирно соединены с рамой и в транспортном положении поднимаются.
Торможение вращающегося барабана с кабелем осуществляется винтовыми упорами, представляющими собой балку, выполненную из швеллера с деревянными брусками на всю ширину кабельных барабанов и закрепленную по концам к двум винтам, установленным в направляющих. Перемещение упоров вверх и вниз производится при помощи маховичков винта.
На платформе установлен сварочный однопостовой генератор типа ГСО-З00-5 мощностью 9 кВт, 300 А, предназначенный для прогрева кабеля в процессе транспортировки в зимнее время. Привод сварочного генератора производится от редуктора через роликовтулочную цепную передачу. Для управления генератором во время прогрева кабеля установлен распределительный щит вблизи генератора на металлической стойке. Регулирование режимов прогрева кабеля производится реостатом, включенным в цепь обмотки возбуждения генератора.
Кроме оборудования и механизмов, установленных непосредственно в кузове, машина комплектуется валами трех типоразмеров и специальной траверсой для погрузки и разгрузки кабельных барабанов.
Контроль усилий тяжения кабеля при прокладке осуществляется с помощью динамометра ДНЦ-10-2, находящегося под непосредственным воздействием тягового каната лебедки, запасованного через систему блоков. Установка динамометра производится креплением каната к скобе, закрепленной за пол кузова, и запасовкой тянущего каната через блок динамометра. При превышении усилий тяжения динамометр срабатывает, зажигая сигнальную лампу.
Для укладки кабеля непосредственно на дно траншеи или кабельного канала имеется специальная стрела-консоль (манипулятор), которая во время прокладки кабеля устанавливается на раму. Консоль представляет собой раму со свободно вращающимися валками, расположенными по дуге окружности.
Консоль обеспечивает перемещение кабеля от барабана до предназначенного места на дне траншеи или канала в пределах до 1,7 м от края борта спецавтомобиля.
Двухосный прицеп ИАПЗ-754Т к спецавтомобилю предназначен для транспортировки средств механизации, применяемых при производстве работ по прокладке кабеля.
В кузове автоприцепа размещены бензоэлектрический агрегат типа АБ-8М мощностью 8 кВт и стеллажи для хранения кабельных домкратов, линейных и угловых роликов, инвентаря и вспомогательных материалов, необходимых при прокладке кабеля.
Для прокладки силовых кабелей по непроходимым эстакадам применяются кабеле укладчики, представляющие собой самодвижущиеся устройства на базе грузовых автомобилей или передвижных грузовых платформ с тракторной тягой. Основным рабочим органом кабелеукладчиков является приводной валковый транспортер, установленный на колонне, выполненной в виде двух соединенных шарниром секций, причем короткая опущена вниз к кабельному барабану, а более длинная поднята свободным концом на уровень кабельных полок эстакады.