Содержание материала

Работы по монтажу электрических машин бесподкладочным методом сложны и небезопасны. Выполнять их необходимо в строгом соответствии с технологическими инструкциями и с соблюдением правил техники безопасности. Все рабочие, осуществляющие монтаж электрических машин, и инженерно-технические работники, связанные с этими работами, должны иметь на руках удостоверения о ежегодной проверке знаний по технике безопасности.
Рабочие, «вновь принятые на работу, могут быть допущены к ней только после прохождения «вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и производственной санитарии, а также производственного инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте. Последний необходимо производить также при изменении условий работы или переходе на другую работу. Правилами техники безопасности предусмотрено проведение повторного инструктажа для всех рабочих не реже 1 раза в 3 мес с регистрацией в специальном журнале.

Основные правила техники безопасности при распаковке и ревизии электрических машин.

В процессе распаковки особое внимание должно быть уделено электрическим машинам, поступившим в разобранном виде. В целях предотвращения перемещения и опрокидывания частей электрической машины внутри  упаковки следует распаковывать ящики в соответствии с чертежами или эскизами упаковки. Бели последние отсутствуют, следует вырезать лаз (окно) в деревянной обшивке и осмотреть крепление частей машины внутри упаковки. Для предупреждения травматизма работающих порядок снятия бандажей и стяжных болтов указывает руководитель монтажа электрических машин.
До начала распаковки определяют площадку для размещения частей электрических машин. При размещении частей машин на перекрытии машинного зала руководствуются указаниями, приведенными в ППР. Если последние в ППР не приведены, следует запросить в строительной организации данные о допустимых удельных нагрузках на 1 м2 перекрытия и составить рабочую схему размещения частей электрической машины до начала монтажа.
После распаковки разрешается оставлять электрические машины или их части на перекрытиях и площадках только в устойчивом положении и не ближе 1 м от края перекрытия или площадки.
Во время ревизии электрических машин запрещается выполнять какие-либо работы, хотя бы кратковременные, на краю неогражденного проема. При необходимости выполнения таких работ проемы закрывают временными настилами или ограждают.
Правилами техники безопасности запрещается оставлять электрические машины или их части в поднятом состоянии. Не разрешается также производить монтажные работы под поднятыми электрическими машинами или их частями.

Основные правила безопасности при строповке, подъеме и перемещении электрических машин.

Электрические машины в сборе или их части, как правило, устанавливают и перемещают с помощью кранов или других грузоподъемных приспособлений (например, электрических и ручных лебедок, электротельферов и др.).
Применяемые для подъема и перемещения электрических машин электрические и ручные лебедки должны иметь зубчатую передачу. При этом электрические лебедки заземляют и снабжают электромагнитными тормозами.
К производству работ по подъему и перемещению электрических машин и их частей допускаются лица, прошедшие специальное обучение и медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на право производства этих работ.
Особо ответственные работы — такие, как подъем статора, выемка и ввод ротора, перемещение и транспортировка этих частей по цеху обязательно производятся в присутствии лица, ответственного за безопасное перемещение грузов.
Работы по подъему и перемещению электрической машины или ее частей выполняются грузоподъемными устройствами и приспособлениями к ним (стропы, траверсы и др.), испытанными в соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором.
В соответствии с требованиями техники безопасности, при подъеме и транспортировке электрических машин или их частей запрещается: производить подъем грузов с находящимися на них людьми или закрепленными предметами; перемещать электрическую машину или ее часть над людьми или проходить под поднятым грузом; оставлять электрическую машину или ее часть в подвешенном состоянии после окончания работ; поднимать электрическую машину или ее часть, засыпанную землей или примерзшую к земле или полу;
поднимать электрическую машину или ее часть неизвестной маюсы или грузы, масса которых превышает грузоподъемность крана или грузозахватного приспособления; производить одновременно подъем или опускание двух частей машины, находящихся в непосредственной близости; перемещать электрическую машину или ее часть волоком по земле или полу.
Строповка верхней половины торцевого щита
Рис. 1. Строповка верхней половины торцевого щита при помощи петель 1 и «восьмерок» 2.
Поднимают электрические машины и их части только за специально предназначенные для этой цели рым-болты, «восьмерки», проушины, петли, ложные штуцера и др. При отсутствии последних стропы накладывают на основные детали корпуса, рамы или станины, пользуясь указаниями, которые, как правило, приводят предприятия-изготовители в заводских чертежах машины.
На рис. 1 и 2 приведены примеры строповки отдельных частей крупных электрических машин, а на рис. 3  пример строповки электрической машины в сборе за специальные детали фундаментной плиты.
Строповка щеточного механизма
Рис. 2. Строповка щеточного механизма за рым-болты с применением «восьмерок».
Для строповки допускается применение только исправных грузозахватных приспособлений, имеющих заводские клейма.
Строповку частей электрической машины производят таким образом, чтобы центр тяжести поднимаемого груза находился возможно ближе к грузовому крюку грузоподъемного механизма. Если центр тяжести груза неизвестен, необходимо найти его путем нескольких пробных подъемов на высоту от 200 до 300 мм с последующим опусканием и изменением положения стропов.
Стропы накладываются без узлов и петель. Под острые ребра (углы) груза необходимо уложить деревянные или металлические подкладки, предохраняющие канат от повреждений. Накладывать строп на крюк крана разрешается только, когда он находится непосредственно над грузом.
Строповка электрической машины
Рис. 3. Строповка электрической машины в сборе за специальные детали фундаментной плиты.
Схема строповки груза
Рис. 4. Схема строповки груза с учетом угла между ветвями стропа.
а — при одноветвевой стропе: б — при групповом строп
Рис. 5. Схема строповки груза групповым стропом с учетом длины его ветвей.
Строповку роторов (якорей) крупных электрических машин производят с применением подъемной траверсы. При этом захватные приспособления подъемной траверсы прикладывают только в тех местах вала, которые указаны на чертежах предприятия-изготовителя.
безопасность при подъеме и перемещении электрической машины и ее частей в значительной мере зависит от правильного выбора стропа. Выбор стропа производят с учетам массы поднимаемой -машины или ее части и усилия, возникающего в каждой ветви стропа. Усилие, приходящееся на каждую ветвь стропа, зависит от массы груза, угла между ветвями стропа и от длины ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, определяют двумя способами, учитывая угол между ветвями стропа (рис. 4) или длину ветвей (рис. 5). Обозначим усилие, возникающее в одной ветви, F, массу поднимаемого груза Q, число ветвей стропа п, угол между вертикально опущенной осью и ветвью стропа а.
Первым способом нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, определяют по формуле
 
где k — коэффициент, значение которого зависит от угла:
Угол «, град  0 15 20 30 40 45 60
Коэффициент k ... 1 1,04 1,06 1,16 1,31 1,42 2

Таблица 1. Усилия, приходящиеся на одну ветвь стропа, в зависимости от массы поднимаемого груза
Усилия, приходящиеся на одну ветвь стропа

Та блица 2. Допустимые усилий, возникающий в канате стропа


Диаметр каната стропа (ГОСТ 3071-74), мм

Допустимые усилия в одной ветви стропа, Н (кгс)*

Диаметр каната стропа (ГОСТ 3071-74), мм

Допустимые усилия в одной ветви стропа, II (кгс)*

8,5

5510 (551)

22,5

38160 (3816)

9,0

6140 (641)

24,5

46160 (4616)

11,5

9580 (958)

27,0

55080 (5508)

13,5

13730 (1373)

29,0

64580 (6458)

15,0

18660 (1866)

31,5,

74910 (7491)

18,0

24410 (2441)

33,5

86080 (8608)

20,0

30910 (3091)

36,5

97910 (9791)

* Предел прочности ветви стропа на разрыв—1600- 10е Па (160 кгс/мм«), коэффициент запаса прочности 6.
Таблица 3. Характеристики рым-болтов

рым-болты

Резьба рым-

Размеры рым- болта, мм

Допустимое

усилие на один рым-болт, Н (кгс)

болта

d1

d2

d3

Схема а

Схема б

Схема в

N18
М10
М12
М16
м20
м24
М30
М36
М42
М48
М56
М64

36 45 54 63 72 90 108 126 144 162 180 198

20 25 30 35 40 50 60 70 80 90 100 110

8 10 12
14 16
20 24 28 32 36 40 44

1200(120) 2000(200) 3000(300) 5500(550) 8500(850) 1250(125) 20000(2000) 30000(3000) 40000(4000) 50000(5000) 62000(6200) 75000(7500)

800(80) 1250(125) 1750(175) 2500(250) 3250(325) 5000(500) 7000(700) 10000(1000) 13000(1300) 16500(1650) 20000(2000) 25000(2500)

400(40) 650(65) 900(90) 1250(125) 1500(150) 2500(250) 3500(350) 5000(500) 6500(650) 8000(800) 10000(1000) 12500(1250)

Усилия, (Приходящиеся на одну ветвь строп в зависимости от массы поднимаемой электрической машины или ее частей, числа ветвей и угла а, приведены в табл. 1.
Выбор диаметра каната стропа в зависимости от усилия в одной оветви стропа производят по табл. 2.
При наличии в электрической машине рым-болтов допустимое усилие на рым-болт определяют по табл. 3.
Допустимое усилие на рым-болты зависит от диаметра резьбы, размеров рым-болтов и схемы строповки (см. рисунки к табл. 3),
При использовании для подъема частей электрической машины (например, верхних половин торцевых щитов,   «восьмерок» допустимые усилия на них определяют но табл. 5.
Таблица 5. Допустимое усилие на одну «восьмерку» в зависимости от ее размеров

Размеры восьмерок, мм

Допустимое усилие на одну восьмерку", Н (кгс)

dt

da

20

60

3000(300)

25

65

5500(550)

30

70

8500(850)

35

80

12000(1200)

40

90

15000(1500)

45

100

20000(2000)