Содержание материала

Е. СУШКА ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА НА «ПОЛЗУЧЕЙ» ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ
Метод сушки на весьма низкой, «ползучей», частоте вращения (порядка 1—2 % номинальной) может применяться для многополюсных двигателей с якорями, имеющими петлевую обмотку. Практически этот метод применим к тихоходным прокатным двигателям.

Схема включения обмотки возбуждения машины постоянного тока для сушки на «ползучей» частоте вращения
Рис. 8. Схема включения обмотки возбуждения  машины постоянного тока для сушки на «ползучей» частоте вращения
Рис. 9. Универсальная характеристика намагничивания электрических машин
«Ползучая» частота вращения может быть получена, если изменить направление потока в части полюсов путем соответствующего пересоединения их выводных концов (рис. 6) и питать якорь током пониженного напряжения.
При такой схеме соединения часть полюсов, взаимодействуя с током якоря, создает движущий момент Мл> а другая часть полюсов — тормозящий момент Мт.
Эти два момента создают результирующий момент двигателя. В процессе разгона двигателя равенство его результирующего момента моменту нагрузки наступает при весьма незначительной, «ползучей», частоте вращения, при которой двигатель начинает работать устойчиво [24].
Разность между числом «движущих» и «тормозящих» полюсов при заданном потоке в них и заданном токе якоря определяет пусковой момент двигателя.
Ток сушки вращающегося якоря может быть принят равным току якоря в неподвижном состоянии, когда значение тока определяется сопротивлением цепи якоря и значением подведенного напряжения.
Опыт сушки машин по рассматриваемой схеме показывает, что обычно достаточно бывает изменить направление тока примерно в 30 % полюсов.
Разность чисел «движущих» и «тормозящих» полюсов может быть подсчитана по формуле где рд и рт — число «движущих» и «тормозящих» полюсов; 2р — число полюсов машины; М?уСк — пусковой момент двигателя; Ф*, /* — поток одного полюса и ток якоря в относительных единицах.
Момент холостого хода двигателя (без приводного механизма) составляет обычно величину, не превышающую 1,5—2% номинальной, а ток сушки равен 50—60 % номинального. Учитывая, что момент трогания с места больше момента холостого хода, задаются пусковым моментом порядка 3—4 % номинального.
Поток полюса может быть принят равным 40—60 % номинального. Ток возбуждения при заданном потоке можно определять по характеристике намагничивания данной машины, считая, что поток пропорционален ЭДС, или при отсутствии такой характеристики — по универсальной характеристике намагничивания (рис. 9), или же, наконец, учитывая требуемую точность, ток возбуждения можно принять равным примерно 30— 50 % номинального при потоке, составляющем 40—60 % номинального.
Для получения наиболее благоприятных условий работы двигателя в отношении действующих на якорь механических сил рекомендуется расположить «движущие» и «тормозящие» полюсы так, чтобы их ось симметрии находилась на горизонтальном диаметре.

При сушке двигателя необходимо цепь возбуждения оберегать от обрыва, так как в этом случае двигатель подвергается опасности разгона; в цепи возбуждения не должно быть предохранителей. Во избежание подгорания коллекторных пластин необходимо следить за тем, чтобы двигатель не останавливался, что может произойти, например, от снижения напряжения, подводимого к якорю, или же от резкого возрастания момента нагрузки. Кроме того, при сушке (так же как и при других методах сушки током) необходимо следить за температурой стыковых соединений всех последовательных обмоток машины, так как недостаточно плотные контакты могут вызвать чрезмерный нагрев и повреждения соединений.
Рассмотренный метод сушки крупных прокатных двигателей постоянного тока на «ползучей» частоте вращения является эффективным, так как частота вращения двигателя весьма устойчива, производится одновременная сушка всех обмоток машины, вращение якоря предотвращает подгорание коллекторных пластин, представляется возможным проверить все контакты ошиновки и паек в последовательных обмотках машины. Кроме того, одновременно с сушкой двигателя может производиться и сушка генераторов преобразовательного агрегата, от которого двигатель получает ток для сушки, что экономит время и позволяет сократить сроки ввода машин в эксплуатацию.