Сборка является заключительным технологическим процессом, при котором узлы и отдельные детали соединяются в готовое изделие, отвечающее требованиям чертежей и технических условий. От качества сборки в значительной мере зависят энергетические и эксплуатационные показатели машин — КПД, уровень вибрации и шума, надежность и долговечность. Сборка электрических машин после ремонта обычно проводится стационарным концентрированным способом с индивидуальной подгонкой деталей по месту или с применением компенсаторов. При сборке необходимо использовать детали и сборочные единицы, принадлежавшие данной машине, так как обезличенная сборка, во-первых, более сложна в организационном отношении и, во-вторых, может привести к несоответствию характеристики машины требованиям стандартов. На качество сборки влияют правильная организация рабочего места и использование исправного инструмента. Собранная машина подвергается обкатке и испытаниям.
Перед началом сборки со склада доставляют исправные детали и узлы, а из механического и изоляционно-обмоточного участков — отремонтированные. По навещенным биркам определяют принадлежность каждой детали и узла и комплектуют их. Возможен обезличенный ремонт, когда взаимозаменяемые детали и узлы однотипных двигателей применяют произвольно. К ним относятся подшипниковые щиты, роторы, статоры и т.д. При этом возможно, что собранная машина будет иметь характеристики, не соответствующие стандартам. Поэтому, по возможности, этого следует избегать.
Сборка машин производится в порядке, обратном разборке. Используется практически тот же инструмент. Особое внимание следует обращать на правильность выполнения работ по сборке подшипников, вентиляторов и различных втулок. Подшипники устанавливают в нагретом состоянии, механически воздействуя на внутреннюю обойму (при установке на вал по посадке с натягом) инструментом, имеющим вставки из мягкого материала. При установке вентиляторов усилия прилагают к стальным втулкам, а не к алюминиевым частям. При установке ротора (якоря) в статор (индуктор) следует быть внимательным и не допускать касания или задевания ротора об обмотку или сердечник. Подшипниковые шиты следует устанавливать без перекосов, завертывание болтов осуществлять поочередно, делая первоначально по 2...3 оборота, а далее — по доле оборота. Для сборки внутренней подшипниковой крышки до установки шита в нее вворачивают длинную технологическую шпильку, которую пропускают в одно из отверстий в щите, и после его установки за нее подтягивают крышку к щиту и устанавливают 1 ...2 болта. После этого шпильку можно вывернуть и завернуть болт. Во внутренних болтовых соединениях не следует использовать пружинные шайбы. Фиксацию болтов и гаек следует производить более надежными способами.
При сборке машин постоянного тока полюсы располагают в том же порядке, что и до ремонта (установка производится по меткам). Щетки не должны свисать с коллектора или плотно прилегать к петушкам.
После окончания сборки проверяют легкость вращения вала машины рукой или при помощи рычага и отправляют ее на испытания.