От чистоты подшипника и внутренних полостей опоры зависит надежность его работы. Подшипники поступают на сборку в упаковке, перед монтажом их тщательно промывают. Нельзя применять подшипники, имеющие на рабочих и монтажных поверхностях колец и телах качения коррозию, трещины, сколы, забоины, вмятины и др.
На посадочных поверхностях валов и щитов недопустимо наличие заусенцев, царапин, вмятин. Необработанные поверхности подшипниковых крышек должны быть тщательно очищены от формовочной земли и покрыты маслостойким лаком.
Плавающие опоры проверяют на легкость перемещения в них подшипника в осевом направлении. Он должен передвигаться но всей длине посадочного места от легких ударов по торцу наружного кольца молотком через выколотку.

Незначительные повреждения на посадочных поверхностях под подшипники устраняют напильником с Последующей зачисткой мелкой шлифовальной шкуркой. Пятна коррозии удаляют шкуркой и шлифовальной пастой.
Монтаж подшипников производят с помощью специальных приспособлений. При запрессовке особое внимание обращают на соосность вала и подшипника. Даже незначительные перекосы затрудняют посадку, приводят к образованию задиров на посадочных поверхностях. Посадочные поверхности перед сборкой протирают и смазывают.
Насадка подшипника монтажной трубой
Рис. 1. Насадка подшипника монтажной трубой
Усилие при запрессовке подшипников на вал должно быть приложено к внутреннему кольцу. Шарикоподшипники небольших размеров насаживают монтажной трубой 1 (рис. 1), торец которой должен быть ровным, чтобы обеспечить посадку без перекоса С противоположной стороны трубы расположена заглушка 2; ее сферическая поверхность обеспечивает более правильное приложение усилия от молотка 3 вдоль оси вала.
Монтаж некрупных подшипников с небольшим натягом иногда осуществляют с помощью выколотки, которую изготовляют в виде прутка из мягкого материала (медь, латунь, мягкая сталь). Ее прижимают к торцу кольца и равномерными ударами молотка насаживают подшипник на вал. Чтобы избежать перекоса, удары следует наносить в диаметрально противоположных точках кольца. Выколотку часто применяют для подшипников, монтируемых с предварительным подогревом, чтобы окончательно прижать его внутреннее кольцо к опорному буртику вала.
Подшипники нередко повреждаются при монтаже, когда их насаживают на вал со значительным натягом. Чтобы облегчить посадку и большую прочность на валу, их подогревают до 80—90 °С в масляной ванне или индукционным методом с помощью специального аппарата.
Ванна имеет внутренний резервуар 1 (рис. 2, а), в котором масло подогревается электронагревателями 3, уложенными в керамическую плиту. Для уменьшения потерь теплоты масляная ванна имеет теплоизоляцию 4. Подшипники укладывают в решетчатую корзину 2, подъем и спуск которой осуществляются механизмом, приводимым в действие пневмоцилиндром двустороннего действия, подвешенным к каркасу ванны. Подшипники после стекания масла вынимают из корзины проволочным крюком. В резервуаре установлен термометр для контроля за температурой масла, которая должна быть не более 120 °С, чтобы не снизить твердость деталей подшипников.

Масляные ванны имеют существенные недостатки. Трансформаторное масло, которым заполняют ванны, при температуре выше 130  С может вспыхнуть, неосторожность персонала может привести к пожару. Сами ванны громоздки, подшипники в них нагреваются длительное время и неравномерно: сильнее нагревается та его часть, которая ближе расположена к обогревателю. Для нагрева масла требуются дополнительные время и затраты электроэнергии.
Аппарат для индукционного нагрева подшипников качения лишен этих недостатков. Подшипник 6 (рис. 2, б) кладут на огнестойкую асбестоцементную плиту 5 аппарата, откинув верхний сектор кольцевого магнитного сердечника 7, укрепленный на латунном шарнире 8. На нижней части сердечника расположена первичная обмотка 10 с отпайками на 100, 150 и 200 витков. Для изготовления сердечника аппарата могут быть использованы сердечники сгоревших трансформаторов тока. Концы обмотки выведены на зажимы 9.
нагрев подшипников
Рис. 2. Масляная ванна (а) и индукционный аппарат (б) для нагрева подшипников
Вторичной обмоткой трансформатора служат кольца подшипника, представляющие собой короткозамкнутый виток. Первичная обмотка аппарата подключается к сети переменного тока через стандартный трансформатор на напряжение 380—220/36—12 В мощностью 250 Вт.
Метод индукционного нагрева применим для подшипников качения любых размеров. Аппарат, изображенный на рис. 2, б, позволяет нагревать подшипники от № 310 до № 322 (внутренние диаметры подшипников от 50 до 110 мм). Масса аппарата 5 кг. Нагрев подшипников индукционным методом производят примерно в 3 раза быстрее, чем в масляной ванне.
При сборке проверяют осевые зазоры и зазоры в уплотнениях. Если в машине предусмотрена фиксирующая опора, зазоры а  между торцами наружных колец и крышками в плавающей опоре должны быть в пределах 3—5 мм при размере I между опорами до 1000 мм и 5—8 мм при размере / от 1000 до 3000 мм. При установке подшипников враспор сумма зазоров выдерживается в пределах 0,4—0,5 мм при I от 300 до 500 мм и 0,5—0,7 мм при 1 от 500 до 1000 мм. Зазор е между подшипниковой крышкой и валом   должен быть в пределах 0,25—0,5 мм. Его проверяют щупом.
В машинах с роликовыми подшипниками проверяют осевое смещение колец относительно друг друга. В радиальных роликоподшипниках без бортов на одном из колец смещение должно быть в пределах 0,5—1,5 мм.